Светлые нефтепродукты и особенно бензин являются легковоспламеняемыми составами. Они требуют ужесточения правил транспортировки и хранения.
Все взрывоопасные вещества относятся к тому или иному классу опасности. Какой класс опасности у бензина и как правильно организуется перевозка бензина – об этом в нашей статье.
К какому классу опасности относится бензин
Класс опасности бензина – третий.
В технической документации этот класс соответствует уровню «вещества умеренно опасные». Это значит, что обозначаемые составы при правильной эксплуатации не оказывают негативного влияния на здоровье человека и не опасны для жизни, хотя и обладают такими свойствами.
Автомобильный бензин – продукт переработки нефтяного сырья, легкие углеводородные соединения, отличающиеся повышенной летучестью и быстрой воспламеняемостью. Он имеет характерный резкий запах и при активном вдыхании или попадании внутрь оказывает воздействие на сердечную, нервную и другие системы организма человека. Поэтому при работе с бензином – как на НПЗ и АЗС, так и в частных гаражах – необходимо соблюдать меры предосторожности.
Любопытно, что авиационный бензин относится к 4 классу опасности, то есть это малоопасное вещество. Такой тип топлива обладает меньшей воспламеняемостью, поэтому может использоваться для заправки летательных судов, поршневые моторы которых работают в условиях высоких температурных значений.
Другие вещества, являющиеся производными нефтяных фракций и питающие моторные узлы, - дизель и керосин. Они также имеют третий класс опасности.
Хранение бензина
Если хранить бензин правильно, состав не потеряет свои эксплуатационные свойства в течение года при нахождении в канистре, в течение двух лет – при нахождении в цистерне и в течение рекордных пяти лет при углублении резервуара в землю. Срок хранения нефтепродукта в топливном баке автомобиля не превышает полугода. Документы, которые сопровождают реализуемые на АЗС объемы, устанавливают максимальный гарантийный срок сохранения в один год.
Правила хранения едины для любой марки бензина от АИ-92 до самых высокооктановых и премиальных составов:
- Ключевой фактор грамотно организованной консервации бензина – подходящая ёмкость. Лучше выбирать металлическую тару – для частного хранения бензина подойдет алюминиевая канистра. Нержавейку лучше выбирать, когда речь идет о большом количестве жидкости. Если вы решились на пластиковую канистру, то она должна иметь маркировку, сообщающую о совместимости тары со светлыми нефтепродуктами. Долго хранить бензины в пластиковой таре нельзя.
- Чем больше у продукта контакта с воздухом, тем быстрее он портится. Не допускайте лишнего попадания кислорода в тару (всегда оставляйте свободными только 5% объема канистры), проверяйте плотность прилегания крышек и целостность уплотнительных колец. Разумеется, всегда закручивайте крышку до конца.
- Попадание солнечного света на тару с бензином опасно. Храните объемы в затемненном пространстве, куда не попадают прямые солнечные лучи в течение всего дня. Температура внутри помещения не должна быть высокой. Оптимальное значение летом – от +20 до +30 градусов, зимой – не ниже -10 градусов.
- Место, в котором находятся тары с бензином, должно быть оборудовано быстрым доступом к огнетушителю, а рядом с канистрами должно находиться ведро с песком. Ни в коем случае нельзя работать с бензиновой жидкостью, если рядом находится любой потенциальный источник искры. Также не следует открывать тары с веществом инструментом, вызывающим искру.
Как правильно организуется перевозка бензина
При перевозке бензина задействуются автоцистерны из прочных материалов. Главная опасность при перевозке светлого нефтепродукта – в расширении вещества, которое может вызвать нагнетание давление внутри емкости и как следствие – разрушение клапанов и поверхности самой емкости. Поэтому основное правило транспортировки – заполнять резервуар не более, чем на 95%.
Не допускается нахождение какого-либо предмета рядом с цистерной и автомашиной, который может спровоцировать попадание искры в пары вещества.
Перед отпуском объемов топлива подготавливаются документы, среди которых паспорт горючего, разрешение на перевозку грузов данного класса опасности и накладная. Рабочее место водителя комплектуется средствами индивидуальной защиты, а сам сотрудник должен надеть специальную форму.
Автоцистерны для перевозки бензина имеют автономный тормозной узел. Все электрические элементы конструкции изолированы от контакта с парами. Заправочный бак имеет дополнительный уровень защиты. Изготавливаются резервуары из перевозки из стали, имеющей длительный срок эксплуатации. Интенсивность колебаний при движении снижается волнорезами. Каждая цистерна имеет собственные регистрационные данные и обязана быть отправлена на технический осмотр каждые полгода.
Железнодорожные цистерны задействуют во время перевозки нефтепродуктов с НПЗ и нефтехранилищ. Различают четырехосные цистерны для грузов массой максимум 60 т и восьмиосные, перевозящие примерно 100 т вещества. Объем в литрах – то есть количество транспортируемого бензина – составляет от 25000 до 160000 и более литров на одну цистерну. Могут комплектоваться дополнительными теневой защитой и теплоизоляцией.