И керосин, и бензин относятся к классу легковоспламеняемых нефтепродуктов. Автолюбители с многолетним стажем, конечно, имели дело с керосином – либо добавляли в топливный бак, веря, что это улучшит динамику управления машиной, либо застали то время, когда сельскохозяйственная техника работала на керосине.
Керосин и бензин – это различные вещества, хоть и сделаны из одного сырья – нефтяного. Процесс обработки нефти включает в себя первичную и вторичную перегонки и выделение фракций под отличающимися температурными режимами – что и обуславливает различия между этими двумя субстанциями.
Чем керосин отличается от бензина
Бензин выделяется из нефти раньше керосиновой фракции. Это вещество содержит достаточно короткие углеводородные связи, хотя общее количество элементов в составе фракции может достигать пары сотен. Бензин получают при воздействии температуры до +140 С.
Керосиновая (или керосино-газойлевая) фракция нефти появляется при температурах в +180…+315 С. Содержит преимущественно изопарафины и нафтены с минимальным процентом ароматики.
Основные различия керосина и бензина базируются на химических свойствах жидкостей. Керосин известен прежде всего как питание для реактивных самолетов, что обеспечивается высокой устойчивостью вещества к резкому понижению температуры, наблюдаемому во время набора высоты. Температура застывания бензина составляет -70, однако уже при -55 жидкость начнет загустевать и перестанет свободно проходить через топливные магистрали. А керосин, приспособленный для полетов, продолжит это делать эффективно и безопасно.
Реактивные двигатели сконструированы таким образом, что им необходимо стабильное и плавное горение топлива. Склонность бензина к детонации, быстрая воспламеняемость и быстрое горение в данном случае – минусы, а вот керосин обладает подходящими качествами. Кроме того, керосиновая фракция обеспечивает уплотнение и смазку внутренних механизмов, что актуально для экстремальных нагрузок летательных судов.
Наконец, чисто финансовое различие – керосин стоит дешевле, а горючее закупается для питания реактивных двигателей оптово.
Характеристики керосина
Химические свойства керосина следующие:
- Состав. В керосин входит до 50% нафтеновых соединений, может входить от 20% алканов. Ароматические углеводороды представлены в 5% доле, ацетилены – до 2%.
- Плотность – 780-850 кг/м3.
- Удельная теплота сгорания – 42,9 – 43,1 МДж/кг.
- Температуры вспышки в тигле закрытого типа – в диапазоне +28…+60 С.
- Процентное содержание серы – 0,10-0,25% (в зависимости от марки).
- Содержание меркаптановой серы – не допускается.
- Давление насыщенных паров (определяется не для всех марок) – не более 100 мм ртутного столба.
Параметры могут варьироваться в зависимости от назначения керосина. Например, топливо для освещения КО-20 имеет плотность 830 кг/м3, а горючее для реактивных двигателей Т-2 – 755 кг/м3.
Характеристики бензина
- Химический состав – в него входит больше ароматических соединений (до 16%), а вот нафтеновых может быть как мало (до 20%), так и значительно (более 50%) – зависит от изначального сырья. Массовая доля серы зависит от класса экологичности, минимальная составляет 10 мг/кг. Объемная доля этанола – не более 5%.
- Плотность при температуре +20 С – от 725 до 780 кг/м3.
- Удельная теплота сгорания – на уровне 44,4 МДж/кг.
- Давление насыщенных паров – от 262 до 750 мм ртутного столба (в летнее время – до 600 мм рт.ст.).
- Объемная доля кислорода – не более 2,7 %.
Сравнение керосина и бензина: таблица
Представим отличие керосина от бензина через табличную форму.
Материал 1. Сравнительная таблица керосина и бензина
Показатель |
Ед.изм. |
Керосин |
Бензин |
Максимальный процент ароматических соединений в составе |
% |
5 |
16 |
Длина углеводородной цепочки |
Кол-во атомов |
От 12 |
5-12 |
Плотность при температуре в +20 С |
кг/м3 |
780-850 |
725-780 |
Октановое число |
- |
Не более 50 |
От 91 до 100 Выше 100 в премиальных марках |
Температура кипения |
С |
+150…+250 |
+30…+205 |
Температура воспламенения |
С |
+200…+400 (самовоспламенение зависит от давления) |
+250…+300 |
Теплотворная способность |
МДж/кг |
42,9-43,1 |
44,4 |
Давление насыщенных паров |
мм рт.ст. |
100 (максимальное) |
262-750 |
Вязкость при температуре в +20 С |
сСт |
1,2-4,5 |
0,3-0,7 |
Запах |
- |
Маслянистый запах, долго остается в воздухе |
Характерный резкий запах, но быстро «выветривается» |
Класс опасности |
- |
3 |
3 |
Бензин и керосин относятся к одному классу опасности, поэтому, согласно ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты», к тарам для хранения этих нефтепродуктов предъявляются одинаковые требования.
Также оба вещества имеют меньшую плотность, чем вода, и не растворяются в ней. При смешении бензина/керосина и воды, последняя, как более тяжелая, выпадет на дно резервуара.
Чем отличается авиационный керосин от бензина
Как уже ясно из определения, авиационный керосин – специальное горючее для летательных судов, укомплектованных турбовинтовыми, газотурбинными реактивными и турбореактивными моторами. Бензин – это питание для транспортных средств с поршневым двигателем, не имеющих чрезмерной грузовой нагрузки (для последних больше подойдет дизель).
Бензин также может эксплуатироваться как горючее для самолетов (авиационный бензин) – но только с винтовым и поршневым типами двигателя, а также для вертолетов.
Несмотря на то, что по цифрам теплотворная способность бензина немного выше, больше тепловой энергии выделит керосин. Бензин сгорает быстро, а керосин плотнее, горит медленно и стабильно, выделяя больше тепла для поддержания мотора. Последний также безопаснее, в отличие от бензина, который обладает повышенной испаряемостью – это приводит к концентрации паров, быстрому воспламенению, иногда неконтролируемому, и детонации. Керосин авиационный обогащается антидетонационными присадками, поднимающими октановое число до 100 единиц, что препятствует возникновению подобных опасных ситуаций.