И бензин, и солярка являются светлыми нефтепродуктами, произведены из нефтяного сырья, являются топливом для двигателей внутреннего сгорания. Однако эти два вещества вовсе не взаимозаменяемы.
Химические составы, особенности эксплуатации и физико-технические характеристики – если углубиться в профессиональное описание дизеля и бензина, то различий окажется больше, чем сходств.
Дизтопливо и бензин: химическая формула и состав
Оба продукта производят на НПЗ, и при некоторой общности начального этапа обработки в дальнейшем получаются совершенно различные по своим химическим характеристикам составы.
Во время первичной обработки нефти выделяется легковоспламеняемая и легкокипящая фракция – бензин, которая затем проходит обработку, включающую в себя увеличение октанового числа. Также бензины производят более совершенными методиками – в процессе каталитического крекинга или изменения самого качества углеводородных соединений - риформинга.
Дизель – это более тяжелая фракция. Если при нагреве до определенных температур бензин выделяется из нефтяной массы одним из первых, то дизель выделяют из газойлево-керосиновой фракции. Важное место в процессе выпуска дизеля является удаление из состава вещества серного компонента. В современном мире действуют очень жесткие стандарты экологического качества солярки, в частности по содержанию серы. Сера может быть удалена из ДТ во время гидроочистки.
В химическом составе бензина – легкие углеводороды, имеющие низкую молекулярную массу, например предельный алифатический 2,2,4-триметилпентан или алкан бутан с формулой С4Н10. Дизель состоит из более тяжелых углеводородных соединений, например гексадекан с формулой СН3(СН2)14СН13 или смесь предельных алканов с формулой С18Н38.
Автомобильный бензин представляет собой топливо, практически не испытывающее влияние перепада температур. Он сохраняет свою текучесть в любое время года, продолжает легко воспламеняться даже при снижении температуры ниже нуля. Дизель же зависим от температурного режима и из-за высокого содержания парафинов в составе быстро сгущается при отрицательных значениях. Но преимущество дизеля в том, что он обладает высокой теплотворной способностью.
Очевидная разница в физико-химическом описании двух светлых нефтепродуктов заметна, если сравнить числовые показатели.
Таблица 1. Физико-химические свойства бензина и дизеля
Параметр |
Бензин |
Дизель |
Количество атомов углерода в углеводородной цепи |
Минимум 5 Максимум 12 |
Минимум 10 Максимум 22 |
Плотность вещества при температуре +20 градусов |
Минимум 720 кг/м3 Максимум 780 кг/м3 |
Минимум 830 кг/м3 Максимум 860 кг/м3 |
Показатель качества |
Октановое число – стойкость к детонации |
Цетановое число – способность к воспламенению |
Температура кипения |
Минимум +33 С Максимум +205 С |
Минимум +180 С Максимум +350 С |
Температура застывания |
-70 С Единая для всех марок (кроме премиальных продуктов) |
-10 С – летний дизель -15 С – межсезонный дизель -35 С – зимний дизель -55 С – арктический дизель |
Вязкость |
0,5 – 0,7 мм/с2 |
Минимум 1,5 мм/с2 Максимум 6 мм/с2 (зависит от вида солярки) |
Удельная теплота сгорания |
44 МДж/кг |
43,1 МДж/кг |
Обратите внимание, что хотя удельная теплота сгорания бензина даже чуть больше, чем у дизеля, последний все равно вырабатывает больше энергии – за счет того, что он более плотный.
Дизельный и бензиновый двигатель: отличия
Дизельный двигатель создан только для питания соляркой. В бензиновый можно заливать только бензин. Почему? Ответ – особенности конструкции и хода рабочего такта.
Бензиновый мотор заводится вследствие контакта искры зажигания с топливно-воздушной смесью. Топливная система обеспечивает адаптацию топливно-воздушной смеси, сбалансированный и своевременный впрыск в рабочую камеру, а затем жидкость поджигается от искры, которую дают свечи зажигания. Активация свечи зажигания происходит, когда цилиндро-поршневая группа обеспечивает необходимое давление и температуру вещества.
В дизельном двигателе не применяется процесс поджига от искры. Здесь работает компрессионный метод. Поршни сжимают воздушные массы в цилиндре таким образом, что температура быстро растет, и в необходимый момент в рабочую камеру подается горючая жидкость. Воспламенение происходит за счет нагнетенных высокого давления и температуры.
Ключевой параметр, по которому определяется ДВС – это степень сжатия. Она, собственно, и определяет компрессионные возможности цилиндро-поршневого механизма. Минимальная степень сжатия у дизельного ДВС составляет 14:1, в то время как у бензинового максимальная – 12:1. Степень сжатия в моторах, работающих от дизеля, достигает 23:1 пунктов.
Добавка в топливный бак авто с дизельным мотором бензина не приведет ни к чему хорошему. Из-за того, что бензин быстро воспламеняется, ключевые компоненты моторного узла моментально выйдут из строя, а топливный насос и форсунки будут разрушены по дороге, так как бензин не обладает смазывающими и уплотняющими функциями, которые имеются у солярки.
При обратной ситуации – добавка в бензиновый мотор ДТ – воспламенение состава будет кратковременным, так как такой двигатель не сможет обеспечить необходимую компрессию и температуру. Поскольку дизель имеет высокую плотность, то произойдет моментальное засорение насоса высокого давления и форсунок, особенно в зимний период. Закончатся такие эксперименты вызовом эвакуатора и посещением автомастерской.
В дизель залили бензин: что делать?
Случайно залить в бак дизельного авто бензин можно только на АЗС – из-за усталости, невнимательности и по другим причинам. Попал бензин – значит даже не пытайтесь заводить двигатель и уезжать. Придется решать проблему на месте. Если на АЗС не нашлось техника, ответственного за такие случаи, вызовите эвакуатор.
После того, как служба забрала машину с АЗС, позвольте профессиональным механикам сделать свою работу. Они проведут осушение и чистку топливного резервуара.
Более щекотливая ситуация, когда водитель не заметил, что по ошибке залил другое горючее. Он это заметит, как только мотор заглохнет, едва он отъедет от автозаправочной станции. Снова придется везти машину на пункт технического осмотра или в сервисный центр – однако, в зависимости от «тяжести» повреждений, осушением бака дело не ограничится и, возможно, потребуется заменить компоненты топливной системы.
Водители считают, что безопасным для авто объемом случайно залитого бензина является до пятой части бака. Если вы не превысили показатель, дозаправьтесь нужным видом ДТ и продолжайте путь на низких оборотах. Далее дозаправляйте бак каждый раз, как только израсходуется четверть его объема.
Последствия
Что, если в дизель залить бензин и завести двигатель? Первую минуту водитель даже не обратит внимание на то, что что-то не так. Однако внутри автомобиля может произойти что угодно:
- разрушение топливного фильтра;
- выход насоса высокого давления на пиковые показатели работы вследствие того, что он просто не может «прокачать» вязкую солярку, и как следствие – выход его из строя;
- образование «пробок» в топливных патрубках;
- разрушение топливных форсунок.
Можно ли минимизировать такие последствия – да, можно, в автосервисе мастера промоют всю топливную систему, проведут замену форсунок и фильтров. В сложных случаях придется ремонтировать НВД, что будет достаточно затратно.
Интересно, что многоопытные автолюбители осознанно добавляют бензин в солярку, когда летнее ДТ замерзает при неожиданном похолодании. 20-27 процентов бака, по их словам, можно спокойно заполнить бензином, улучшить текучесть смеси и ускорить запуск моторного узла.