Бензиновый двигатель можно приспособить для питания газовым веществом посредством установки газобаллонного оборудования. Перед технической модернизацией конструкции транспортного средства нужно определить, что выгоднее - газ или бензин на авто. Но дело не только в экономии. Как бензин, так и газ имеют и другие эксплуатационные преимущества.
Бензин или газ: плюсы и минусы
Когда речь идет о газе для питания двигателей внутреннего сгорания, то преимущественно речь идет о смеси пропан-бутан и в очень редких случаях – о метане.
Пропан-бутан выделяют как одну из побочных фракций процедур по добыче и многоступенчатой перегонке нефтяного сырья. Реже компоненты напрямую выделяются из чистого природного газа.
Что может заставить владельца автомобиля задуматься о переходе с бензина на пропан-бутан?
Первое – это чисто финансовый фактор. Одна единица газового вещества обходится дешевле, чем единица бензина. Затраты на заправку уменьшаются.
Второе – газ может быть одним из путем решения проблемы тяжелого запуска мотора.
Третий фактор важен для тех, кому небезразлична экологическая составляющая использования топливных продуктов. Газ выделяет в атмосферу меньше токсичных веществ.
Рост количества АЗГС, на которых можно приобрести качественное газовое топливо для автомобилей, также способствует переходу на данный тип горючего. Наконец, сохранив возможность переключения подачи с пропан-бутана обратно на бензин, водитель имеет в своем распоряжении «страховочный» вариант на случай, если газ в поездке резко закончится.
Основное препятствие переходу на пропан-бутан – необходимость монтажа газобаллонного оборудования. Процесс связан не только с денежными вложениями, но и с рядом обязательных процедур, без которых использование ГБО официально невозможно – выдачи регистраций и разрешений.
Преимущества бензина
Конечно, бензин – это привычное топливо для двигателей внутреннего сгорания автомобилей, не приспособленных для питания другим продуктом нефтепереработки – дизелем. Заправиться бензином можно на любой трассе, а линейка представленных марок включает в себя и стандартные составы Аи-92 и АИ-95, и высокооктановые продукты АИ-98, АИ-100, а также премиальные продукты реализаторов нефтепродуктов.
Преимущества бензина перед газом для машины во многом обеспечиваются химико-физическими характеристиками жидкости. Так, плотность бензина значительно выше плотности сжиженного газа:
- средняя плотность бензина АИ-95 при температуре +15 градусов составляет 750 кг/м3;
- плотность пропана составляет 490 кг/м3; максимальная плотность СУГ составляет 530 кг/м3.
Чем выше плотность вещества, тем больше номинальная теплотворность – сгорая, даже незначительный объем бензиновой смеси выделит больше полезной энергии, чем тот же объем газового вещества.
Двигатель, работающий на бензине, демонстрирует высокий КПД, а водители отмечают хорошую динамику и управляемость транспортного средства.
Выбрав бензин как источник питания ДВС, водитель получает возможность его хранения и транспортировки (гарантированный срок сохранности бензина в подходящих емкостях составляет один год), в то время как для газа такая возможность не предусмотрена – учитываем, что и заправок АЗГС в стране гораздо меньше.
Бензин относится к классу опасности 3, а пропан и бутан – к классу 4. По степени воздействия на организм человека пропан-бутан более безопасен, а вот среди автолюбителей принято считать, что в случае возникновения аварийной ситуации безопаснее бензин.
Недостатки бензина
Бензиновые двигатели потребляют большое количество горючего – объемом больше, чем расход газового топлива. Кроме того, бензин дороже. За литр бензина придется заплатить почти на треть больше, максимальная разница между покупкой литра бензина и литра сжиженного газа может достигать 2,5 раз.
Низкая по сравнению с пропан-бутаном экологичность – еще одна значимая особенность топлива. Выхлоп бензинового двигателя содержит большой объем углекислого газа и оксида азота.
Несоответствие заявленного качества реальному – недостаток, который массово отмечают сами автомобилисты. И если в крупных сетях АЗС контроль качества продуктов реализуется полноценно, то на локальных все еще можно залить бензин с пониженным октановым числом или большим содержанием механических или других примесей. Это происходит либо из-за осознанного разбавления смеси, либо из-за нарушения условий хранения объемов. Постоянная заливка бензина низкого качества негативно сказывается на работе цилиндро-поршневой группы, провоцирует разрушения в механизмах кривошипно-шатунной группы и коленчатого вала.
Плюсы газового топлива
Когда газовое вещество подается в рабочую камеру мотора, оно сбалансированно смешивается с воздухом, что приводит к плавному и полному сгоранию рабочей смеси в пространстве цилиндров. Такая топливно-воздушная смесь значительно снижает активность образования отложений, что продляет срок работы отдельных механизмов моторного узла. СУГ не вымывает масляное уплотнение и не вступает в химические реакции с масляной жидкостью, снижая эффективность последней, что тоже является весомым плюсом.
Октановое число пропан-бутана стартует от 103 единиц, у метана показатель составляет 110 пунктов. Это высокооктановые составы, производство которых не сопряжено с монтажом дорогостоящего оборудования, разработкой и внедрением сложных и дорогих присадочных компонентов. СУГ не провоцируют детонацию в рабочей камере ДВС и безопасно сгорают в полном объеме. Финансово эта техническая характеристика выражается следующим образом:
- форсунки, поршень, поршневые кольца, свечи зажигания не подвергаются агрессивному коксованию – значит, увеличивается срок замены расходников;
- двигатель не испытывает повышенные нагрузки вследствие активной детонации – срок службы агрегата увеличивается почти в 2 раза, спасая автовладельца от нежелательного дорогостоящего ремонта.
Таким образом, газ экономнее не только по стоимости за единицу объема, но и по расходам на содержание автомобиля.
Наконец, снова об экологии. Выхлоп СУГ содержит меньшую концентрацию оксидов углерода и азота и не содержит серы. Однако важно убедиться, что настройка газобаллонного оборудования проведена корректно – появление в выхлопе остаточных углеводородов говорит о неполадках в системе.
Минусы газового топлива
Главная сложность владения и использования газобаллонного оборудования – в постоянном мониторинге состояния системы, регулярность которого определяется ГОСТ.
Монтаж ГБО – тоже дело непростое, и не только из-за стоимости. Размещая баллон в багажнике, вы значительно сокращаете место для перевозки вещей личного использования, а для семей с детьми или активных путешественников это значимый фактор.
Другая специфика питания ДВС газом выражается в зависимости пропан-бутана от низкой температуры. В сильный мороз состав не способен прогреть и завести двигатель. Сначала придется подать в топливную систему бензин, и только потом перейти непосредственно на СУГ.
Обладая мягким воздействием на состояние моторного агрегата, газ, тем не менее, не обладает смазывающей способностью бензина, которая обеспечивается наличием в химическом составе последнего парафинов. Из строя быстрее выходят детали с трущимися составляющими – клапаны. Также требуется чаще менять воздушный фильтр (для бензинового двигателя – каждые 20 тысяч км, для работающего на СУГ – максимум каждые 15 тысяч км). Также отмечаются неполадки в работе топливного насоса высокого давления, который, в общем-то, создан для работы именно с бензином.
Многим автолюбителям некомфортно, если запах газа проступает в салон.
Что дешевле: газ или бензин
По прайсам на АЗС и АГЗС, газ дешевле. Но целесообразно оценивать не только плату за литр топлива, но и все затраты на содержание автомобиля с тем или иным типом питания.
Газобаллонное оборудование достаточно дорогое – стоимость начинается от 25 тысяч рублей вместе с монтажом, и поэтому требует окупаемости (которая наступает не раньше, чем через год постоянной езды). К тому же, газ расходуется быстрее и выделяет меньше полезного тепла, чем бензин.
Купить и установить ГБО недостаточно – нужно проверять состояние редукторов и клапанов и при необходимости осуществлять их замену. Пренебрежение этим правилом чревато утечкой газа и возникновением пожароопасной ситуации.
Что лучше: газ или бензин
Кстати, об утечке газа. Ответ на вопрос, что опаснее при ДТП – бензин или газ – не может быть однозначным.
Если нарушается герметичность баллона, то конечно, опаснее газ. Однако современные резервуары выполняются из настолько прочных материалов, что выдерживают колоссальное давление и жесткие механические повреждения во время тестирования. По всем другим показателям аварийности и взрывоопасности бензин и газ примерно равны.
Также невозможно однозначно определить, что лучше для двигателя - газ или бензин, не зная конкретных характеристик мотора транспортного средства, частоту и протяженность поездок и даже стиля вождения владельца машины. Да, даже последний фактор имеет значение – например, газ не подходит для активного передвижения на высоких оборотах.
В итоге, целесообразно рассмотреть, учитывая финансовые недостатки и преимущества, переход на СУГ для корпоративного грузового автопарка средней нагруженности, обширного корпоративного легкового автопарка, а также осуществляющих длительные маршруты транспортных средств.