Преимущества сжатого и природного газов как видов топлива становятся все более очевидными. Выбирая данное горючее, нужно быть готовым к внесению изменений в конструкцию транспортного средства. Это необходимые действия, которые окупаются благодаря приемлемой стоимости сжиженного топлива и его экологичности. Расширение сетей АГЗС также способствует росту популярности горючего, в частности оптимальным решением представляется перевод на ГБО корпоративного транспорта.
Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка
Расшифровка ГБО –газобаллонное оборудование. Это специальный агрегат, который обеспечивает питание мотора транспортного средства сжиженным газовым веществом. Обеспечивает хранение сжиженного топлива и подачу его в двигатель внутреннего сгорания.
Может питать ДВС двумя типами газов: сжатым природным (метан) или сжиженным газом – продуктом обработки нефтяного сырья (пропан, бутан, смесь пропан-бутан). Плюсы такого горючего перед жидкими нефтепродуктами:
- низкая стоимость;
- высокая теплотворность;
- заметное снижение углеводородного следа в выбросе, экологичность;
- безопасность транспортировки.
Постоянная заправка СПГ и СУГ позволяет увеличить интервал замены смазочных компонентов и проведения ремонтных работ – чем меньше углерода оседает на поверхностях, тем дольше топливная система работает без нареканий, а двигатель в это же время не подвергается чрезмерным нагрузкам. Нюанс только один – машину нужно оборудовать ГБО.
Различают шесть поколений газобаллонного оборудования – каждое поколение вносит конструкторские и функциональные новшества в общую схему аппарата. Последнее – шестое – не совместимо с инжекторными двигателями, зато для остальных авто предлагает усовершенствованное насосное оборудование. Такое ГБО стоит дорого и востребовано пока что только в странах Западной Европы.
Что же касается России, то стоит ли устанавливать ГБО на наши автомарки – да, конечно стоит. Поколение оборудование зависит от типа впрыска и особенностей конструкции ТС:
- первое и второе поколение ГБО оптимально для устаревших марок автомобиля с карбюратором;
- третье и четвертое укомплектуют транспортные средства с инжекторами;
- пятое и шестое оптимальны только для высокофорсированных двигателей – спортивных машин или лошадок высокого класса.
Четвертое поколение – вот какое ГБО лучше поставить на автомобиль. Оно подходящее для большинства марок транспортных средств современной комплектации, отлично подходит для машин, популярных в России. Такой агрегат имеет высокий КПД и помогает экономить расход горючего. Примерная стоимость установки ГБО в России – от 48 тысяч рублей.
Установка ГБО на автомобиль
Газобаллонное оборудование имеет стандартную схему, в которую входят сами газовый баллон и заправочный агрегат, насос высокого давления, клапаны электромагнитного типа, плата управления, датчики и редукторы.
Из газового баллона топливо попадает в редуктор-испаритель, где его температура повышается. Далее горючее через форсунки впрыскивается в рабочую камеру автомобиля, где вспыхивает от контакта с искрой зажигания.
Осуществить установку газобаллонного оборудования можно на авто с бензиновым или дизельным двигателем, а также марки транспортным средств с двухтопливными моторными узлами.
Конструкторские особенности конкретной модели определяют, как будет выглядеть ГБО в каждом конкретном случае. Вместимость газового баллона не превышает вместимость бака для горючего. Определяющим параметром при настройке всего механизма будет номинальная мощность двигателя.
Подбор комплектации лучше осуществлять у одного поставщика. Будет идеально, если поиском и установкой элементов конструкции будет заниматься одна компания. И, не менее важное, автовладельцу должна быть предоставлена возможность узаконить установленное оборудование. Подтверждением служат наличие сертификата или лицензии на выполнение работ и выдаваемые после установки документы, которые соответствуют запросу ГИБДД.
Напоминаем, что наказание за неоформленное ГБО – это не только штраф, но и предписание убрать незаконную конструкцию.
Опасно ли ГБО в автомобиле
Само по себе газовое топливо не так опасно, как, например, тот же бензин. Газ испаряется быстрее, к тому же у него выше температура самовоспламеняемости. Однако опасность повреждения баллона и утечки большого объема вещества – это все еще минусы ГБО для многих водителей.
Для начала отметим, что все ГБО четвертого поколения и выше имеют особую защиту от воспламенения и взрыва. Далее, предпочитаемое топливо – пропан и его смеси – транспортируется в баллоне в сжиженном состоянии, причем достигается это состояние совсем невысоким давлением. Сам резервуар изготавливается из прочных материалов, проходящих краш-тесты перед выпуском в эксплуатацию.
Главное правило безопасности при работе с ГБО – заполнять баллон максимум на 80%, оставляя пространство на случай расширения газов при их нагревании. Однако, если внутри баллона создается ситуация чрезмерного давления газов, срабатывают клапаны, которые это давление понижают. Эта же система клапанов регулирует скорость потока вещества по патрубкам и фиксирует, а затем блокирует любое превышение перемещения газа по скорости или объему.
Поэтому установка современного ГБО на автомобиль полностью безопасна.
Как оформить ГБО на автомобиль официально
Итак, вы решились на установку ГБО на свой автопарк. Первое, что нужно сделать – проверить выбранного установщика на соответствие требованиям автоинспекции. Запросите следующие документы:
- регистрация в Федеральной Налоговой Службе;
- официальный сертификат на разрешение на проведение работ по установке ГБО;
- официально оформленная гарантия на работы;
- подготовка полного пакета документов для ГИБДД.
Очень хорошо, если компания проводит обслуживание автомобиля после установки ГБО – техосмотры, диагностика состояния.
Беспрепятственно ездить на автомобиле, укомплектованном ГБО, можно только если имеется отметка ГБО в СТС автомобиля. Чтобы получить заветное разрешение, нужно предпринять следующие шаги:
- Провести техническую экспертизу автомобиля перед установкой оборудования через лицензированный испытательный центр. Найти такой можно онлайн. Итогом проверки должно стать разрешение на установку ГБО, действительное для Таможенного Союза.
- Заполнить онлайн-форму на установку ГБО в категории ГИБДД в личном кабинете госуслуг.
- После подтверждения заявки со стороны инспекции провести монтаж ГБО.
- Провести технический осмотр после установки и получить итоговую диагностическую карту.
- Снова обратиться в ГИБДД онлайн, приложив теперь уже карту, и получить официальную отметку ГБО в СТС автомобиля.
Обслуживание ГБО на автомобиле
Согласно регламенту Таможенного Союза, поверка ГБО на герметичность баллона и прочность конструкции осуществляется только предприятиями, имеющими официальное разрешение от государственной службы технического надзора.
Периодичность обслуживания составляет один год для всего комплекса (или 10 тысяч км пробега) и два года – для самого баллонного резервуара.
Ремонт ГБО на автомобиле
Чем выше поколение ГБО, тем меньше ремонтных работ потребуется во время эксплуатации системы. Как правило, чтобы провести ремонт ГБО, не требуется демонтаж системы или отдельных ее компонентов.
Самый частый вид работ – замена газового фильтра и форсунок. Избежать дорогостоящего ремонта поможет регулярное техническое обслуживание, а для ГБО 1 и 2 поколений – обязательное удаление конденсата из редуктора. В запущенных случаях ремонт не поможет, и придется искать способ, как снять гбо с автомобиля.
Демонтаж ГБО с автомобиля
Демонтаж ГБО – это, по факту, возврат к изначальной топливной системе. И если снять сами агрегаты несложно, то с электронным блоком управления, соединенным с двигателем, придется повозиться. Возможно, потребуется калибровка системы и обновление сонастройки с моторным узлом. У ГБО 4 поколения, которые были установлены на инжекторных двигателях, электронный блок удаляется полностью.
Если после демонтажа обнаружена коррозия материалов в местах контакта с элементами ГБО, то она должна быть сразу удалена.