Дизельное топливо – продукт переработки нефти, используемый для питания соответствующих двигателей транспортных средств и для бесперебойной работы ряда отопительных инженерных систем.
Солярка – как еще называют данный тип горючего – отлично подходит для заправки машин с форсированным моторным узлом; ДТ используется в качестве питания для транспорта дальнего следования (грузовые фуры, железнодорожные составы, автобусы); горючее также подходит для техники промышленного и сельскохозяйственного назначения.
Солярка и дизельное топливо
Среди автолюбителей слова «солярка» и «дизельное топливо» стали синонимичными. И даже ГОСТ, регулирующий особенности эксплуатации составов, один и тот же. Но технически и химически это – различные типы горючего.
Настоящая солярка (а не дизельное топливо) часто называется соляровым маслом. Термин происходит от нем. Solaröl – «солнечное масло». Жидкость обладает характерным желтоватым оттенком и густотой, напоминающей вязкость масляных продуктов.
Солярка содержит меньшее число углеводородов, так как добывается, как правило, из бурого угля и реже – впоследствии перегонки чистого нефтяного сырья. Продукт имеет высокую температуру закипания и сильную вязкость, что делает невозможным использование солярки в качестве топлива для автомобилей с прямым впрыском. Нефтепродукт может использоваться как питание для двигателей, функционирующих с насосами плунжерного типа, для сельскохозяйственных и ряда строительных машин.
Соляровое масло не требует обязательного обогащения присадками, в отличие от дизеля. К жидкости также предъявляются упрощенные требования относительно процентного соотношения некоторых компонентов – так, в солярке допустимо наличие серы.
Более подробное сравнение ДТ и солярового масла представлено в таблице ниже.
Характеристика |
Дизель |
Соляровое масло |
Цетановое число |
45 |
40-55 |
Вязкость |
2-4 мм2/с |
5-9 мм2/с |
Температура закипания |
Не выше +200 С |
В пределах от +240 С до +400 С |
Температура застывания |
В пределах от -5 С до -55 С (в зависимости от типа: летнее, зимнее, арктическое ДТ) |
-20 С |
Температура вспышки в условиях открытого тигла |
От +52 С до +96 С |
Не менее +125 С |
Плотность |
От 840 до 860 кг/м3 |
896 кг/м3 |
Процентное соотношение серы |
От 0,1% до 0,2 % |
Около 0,2% |
Запах |
Нерезкий |
Резкий, диффузный |
Цвет |
Обычно – более насыщенный и густой оттенок, чем у масел растительного происхождения; летнее ДТ имеет дополнительно зеленый оттенок |
Желтый прозрачный вязкий оттенок – выглядит как обычное подсолнечное масло |
Виды дизельного топлива
Особенно эксплуатации горючего при различных температурных режимах обуславливают отличия в составе видов ДТ. Дизельное топливо ГОСТ имеет конкретные требования к каждому из существующих типов и определяет предельные условия их использования.
Зимнее дизельное топливо
Дизтопливо содержит высокий процент предельных углеводородов алканов, которые образуют смесь парафинов. Одно из свойств парафиносодержащего горючего – легкая склонность к загустеванию в процессе понижения температурных значений в окружающей среде. Поэтому чем холоднее на улице, тем быстрее дизель будет мутнеть и «застывать», а значит, просто перестанет безопасно проходить через топливные магистрали.
За стабильную «текучесть» дизеля через патрубки отвечает специальный показатель – температура фильтруемости. Значение для стабильного, летнего ДТ – минус 10 градусов. То есть при наступлении минимальных морозов такое топливо загустеет. Именно поэтому зимой используется зимний дизель – его температура фильтруемости понижена до -20 градусов за счет добавления специальных морозостойких присадок. Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы активно внедряют процедуру изодепарафинизации, в ходе которой структура парафинов модифицируется в разветвленную, что увеличивает цетановое число на выходе и стабилизирует антиморозные свойства жидкости.
Арктическое дизельное топливо
Использование дизеля в качестве питания для моторов транспортных средств в зонах с выраженным холодным климатом, а также в арктическом поясе обуславливает наличие у такого горючего уникальных физических свойств. В такой солярке парафины не должны сгущаться даже при наступлении длительных и резких морозов ниже -15 градусов.
Арктический дизель имеет температуру фильтруемости ниже -38 градусов, поэтому только такой вид ДТ может использоваться на территории обозначенных регионов. Состав эффективно и безопасно питаем моторы, даже когда на улице -45 градусов. Нефтепродукт может также заправлять мореходные суда, которые выходят в рейс в «холодных» морях на севере России.
Арктическое дизельное топливо производят путем добавления мощных присадок в переработанную нефть, однако и сам процесс обработки имеет ряд особенностей. Так, фактически сырье для арктического дизеля – это видоизмененная и прошедшая дополнительные воздействия керосиновая фракция; на некоторых НПЗ также практикуется депарафинизация.
Летнее дизельное топливо
Представляет собой стабильный, не «нагруженный» присадками и добавками дизель. Технически, это смесь дизельных фракций, доведенная до допустимых показаний по цетановому числу. Такой состав может использоваться при температуре окружающей среды до 0 С.
Кстати, технологи рекомендуют переходить на сезонные сорта дизельного топлива, не дожидаясь достижение предельных значений их использования. То есть отказаться от летнего дизеля в пользу зимнего стоит уже когда температура на улице опустилась до нуля, хотя помутнение летней солярки начинается только при -5 градусах.
Летнее ДТ отличается повышенной вязкостью – это плюс для внутренних механических узлов транспортного средства, получающих дополнительную смазку в процессе движения авто.
Дизельное топливо Евро
Дизтопливо класса «Евро» соответствует более жестким стандартам выпуска данного типа нефтепродукта.
Прежде всего, значительно снижен максимальный порог присутствия серного компонента в составе. Он не превышает 10 мг на один кг горючего вещества. Текущий действующий стандарт Евро-5 снижает и допустимое количество углеводородов ненасыщенных циклических в общем объеме жидкости – максимально 11% (для сравнения – изначально показатель мог составлять 30%).
Класс Евро-5 также регламентирует смазывающие свойства дизеля, его плотность, склонность к помутнению и процент зольного компонента.
Заливка такого дизеля более экологична и безопасна для самого транспортного средства; высококачественные продукты доступны для розничной покупки на российских автозаправочных станциях.
Состав дизельного топлива
Химический состав дизеля включает в себя несколько групп углеводородов: алканы, циклические насыщенные углеводороды и ненасыщенные циклические углеводороды.
Российский ГОСТ также допускает содержание в жидкости серного компонента, молекул воды, смолистых веществ и некоторых примесей механического происхождения.
Производство ДТ осуществляется из дистиллятов прямой перегонки нефтяного сырья и из дистиллятов, одновременно прошедших депарафинизацию и насыщение водородом. Во время обработки в нефтепродукт помещаются добавки, повышающие цетановое число.
Поскольку процентное содержание углеводородов в ДТ варьируется, формула дизельного топлива не является постоянной. Усредненный вариант – С12Н24, максимальный – С15Н28.
Напоминаем, что правильнее говорить о том, что «солярка» и «дизельное топливо» это не одно и то же. Два вещества имеют и различные химические составы. Проходя другие степени очистки и добываясь из совершенно других нефтяных фракций, солярка будет иметь и собственное, отличное от ДТ, соотношение углеводородов в составе. Подробнее – в таблице в начале этой статьи.
Фракционный состав солярки определен лабораторным путем посредством нагревания небольшого объема веществ и зафиксирован в ГОСТ. Температура выкипания половины объема составляет предельно +280 С (значение может быть снижено до +255 С только для арктического дизеля). 95% объема выкипает при температуре до +360 С без исключений.
Характеристики дизельного топлива
Основная характеристика дизтоплива – цетановое число. Это аналог октанового числа бензина, с той разницей, что демонстрирует быстроту воспламеняемости горючего состава. Это временной интервал, который требуется для начала процесса сжигания жидкости после впрыска состава в рабочую камеру. Чем выше цетановое число, тем быстрее заводится двигатель транспортного средства; показатель также влияет на качество горения смеси – чем он выше, тем сбалансированнее и стабильнее осуществляется процесс.
Оптимальное цетановое число для ДТ лежит в пределах от 45 до 55 пунктов.
Другое важное свойство дизтоплива из-за его склонности к парафинизации – номинальная вязкость. Чем выше числовое значение параметра, тем «тяжелее» топливо будет поступать в рабочую камеру ТС. Поэтому различные сорта дизеля имеют собственные рекомендации по оптимальной вязкости продукта. Конечно, вязкость дизеля, используемого в зимнее время, должна быть меньше (от 1,9 до максимум 5 мм2/с), в то время как летняя солярка стабильно питает мотор даже при средней вязкости в 4-6 мм2/с).
Плотность дизельного топлива
Плотность – физическая величина, демонстрирующая массу вещества по отношению к единице объема, которое занимает это вещество. Чем «плотнее» горючее, тем меньше его требуется для осуществления поездок, такие жидкости более энергоэффективны и выделяют больше тепла. Данная информация используется в процессе подготовки отчетных документов, при транспортировке объемов топлива от НПЗ / нефтехранилищ до АЗС и подсчетах итоговой стоимости оптовой покупки.
Плотность дизеля составляет от 800 до 860 кг/м3 и зависит от температуры окружающей среды и самого состава. Чем выше температура, тем ниже плотность продукта; различаются цифры и для сортов ДТ – от 830 кг/м3 для арктического топлива (при лабораторных исследованиях в температурном режиме +15…+20 С) и до 860 кг/м3 для обычного летнего ДТ (в тех же условиях).
Температура вспышки дизельного топлива
Еще одно эксплуатационное качество солярки, которое косвенно влияет также на безопасность его использования в ДВС.
Температура вспышки дизельного топлива фиксирует момент, при котором над верхней границей жидкости сгущается достаточный для вспыхивания и последующего горения объем парообразного вещества.
ГОСТ 6356-75 принимает за минимально безопасную температуру вспышки ДТ значение в +55 градусов. Исключения составляют сорта, используемые в регионах с суровым климатом – так, температура вспышки арктического дизтоплива понижена до +30 С.
Поскольку сфера использования солярки достаточно широка, характеристика приобретает особую важность. Так, сорта дизеля с недостаточно высоким для пожароопасных ситуаций показателем температуры вспышки нельзя использовать на таких производствах. Во время транспортировки горючего, перед началом его хранения в различных помещениях и резервуарах данная информация обязательно будет затребована вместе с паспортом топлива.
Дизельное топливо: применение
ДТ может заправляться только в автомобили и другие транспортные средства, двигатели которых оборудованы именно для «переработки» данного горючего. Заливать дизель вместо бензина в бензиновые ДВС бессмысленно и даже опасно, хотя продукты реализуются совместно практически на всех АЗС.
Дизельный моторный узел работает более эффективно, нежели бензиновый, так как обладает повышенной степенью сжатия – отношением между объемом цилиндра во время нахождения поршня в нижней точке и объемом рабочего цилиндра во время фиксирования поршня в верхней точке. Кроме того, имеет значение температурная разница в начале сжатия и по его окончании. К недостаткам агрегата можно отнести сильную зависимость от температуры окружающей среды и качества заливаемого горючего, а также большой вес. Из-за последнего дизельные двигатели – подходящий вариант укомплектования железнодорожных составов, грузовых автомашин, тягачей, пассажирских автобусов.
Дизельный ДВС устанавливается на электростанциях, осуществляя связь с генераторами электроэнергии и через муфтовое или фланцевое соединение.
Активно используется горючее и в прикладных сегментах экономики – например, в сельском хозяйстве или строительстве, а также для питания многих единиц военной техники.
Солярка – сейчас мы говорим о «настоящей» солярке, то есть соляровом масле – не пригодна для осуществления перечисленных задач. Она может использоваться для поддержания работы котельных и отопительных систем, подходит для применения во время термического воздействия для изменения свойств металлов. Солярка входит в составы пропиток для деревянных конструкций, металлов и кожаных изделий, а также является компонентом машинных смазок. Но в качестве топлива для транспортных средств солярка не применяется.