Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Топливные карты для бизнеса
+7 000 000-00-00
+7 000 000-00-00
E-mail
info@liotec.ru
Адрес
г. Москва, ул. Пушкина 19
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Топливные карты
Вопросы и ответы
Блог
О компании
Топливные карты
Вопросы и ответы
Блог
О компании
    Топливные карты
    Вопросы и ответы
    Блог
    О компании
      • Топливные карты
      • Вопросы и ответы
      • Блог
      • О компании
      Главная
      —
      Блог
      —Дизельное топливо и солярка: виды (зимнее, летнее), ГОСТ, состав, характеристики, применение

      Дизельное топливо и солярка: виды (зимнее, летнее), ГОСТ, состав, характеристики, применение

      Дизельное топливо
      41 просмотров
      Время прочтения: 8 мин.
      Содержание
      1. Солярка и дизельное топливо
      2. Виды дизельного топлива
      3. Зимнее дизельное топливо
      4. Арктическое дизельное топливо
      5. Летнее дизельное топливо
      6. Дизельное топливо Евро
      7. Состав дизельного топлива
      8. Характеристики дизельного топлива
      9. Плотность дизельного топлива
      10. Температура вспышки дизельного топлива
      11. Дизельное топливо: применение


      Дизельное топливо – продукт переработки нефти, используемый для питания соответствующих двигателей транспортных средств и для бесперебойной работы ряда отопительных инженерных систем.

      Солярка – как еще называют данный тип горючего – отлично подходит для заправки машин с форсированным моторным узлом; ДТ используется в качестве питания для транспорта дальнего следования (грузовые фуры, железнодорожные составы, автобусы); горючее также подходит для техники промышленного и сельскохозяйственного назначения.

      Солярка и дизельное топливо

      Среди автолюбителей слова «солярка» и «дизельное топливо» стали синонимичными. И даже ГОСТ, регулирующий особенности эксплуатации составов, один и тот же. Но технически и химически это – различные типы горючего.

      Настоящая солярка (а не дизельное топливо) часто называется соляровым маслом. Термин происходит от нем. Solaröl – «солнечное масло». Жидкость обладает характерным желтоватым оттенком и густотой, напоминающей вязкость масляных продуктов.

      Солярка содержит меньшее число углеводородов, так как добывается, как правило, из бурого угля и реже – впоследствии перегонки чистого нефтяного сырья. Продукт имеет высокую температуру закипания и сильную вязкость, что делает невозможным использование солярки в качестве топлива для автомобилей с прямым впрыском. Нефтепродукт может использоваться как питание для двигателей, функционирующих с насосами плунжерного типа, для сельскохозяйственных и ряда строительных машин.

      Соляровое масло не требует обязательного обогащения присадками, в отличие от дизеля. К жидкости также предъявляются упрощенные требования относительно процентного соотношения некоторых компонентов – так, в солярке допустимо наличие серы.

      Более подробное сравнение ДТ и солярового масла представлено в таблице ниже.

      Характеристика

      Дизель

      Соляровое масло

      Цетановое число

      45

      40-55

      Вязкость

      2-4 мм2/с

      5-9 мм2/с

      Температура закипания

      Не выше +200 С

      В пределах от +240 С до +400 С

      Температура застывания

      В пределах от -5 С до -55 С (в зависимости от типа: летнее, зимнее, арктическое ДТ)

      -20 С

      Температура вспышки в условиях открытого тигла

      От +52 С до +96 С

      Не менее +125 С

      Плотность

      От 840 до 860 кг/м3

      896 кг/м3

      Процентное соотношение серы

      От 0,1% до 0,2 %

      Около 0,2%

      Запах

      Нерезкий

      Резкий, диффузный

      Цвет

      Обычно – более насыщенный и густой оттенок, чем у масел растительного происхождения; летнее ДТ имеет дополнительно зеленый оттенок

      Желтый прозрачный вязкий оттенок – выглядит как обычное подсолнечное масло

      Виды дизельного топлива

      Особенно эксплуатации горючего при различных температурных режимах обуславливают отличия в составе видов ДТ. Дизельное топливо ГОСТ имеет конкретные требования к каждому из существующих типов и определяет предельные условия их использования.

      Зимнее дизельное топливо

      Дизтопливо содержит высокий процент предельных углеводородов алканов, которые образуют смесь парафинов. Одно из свойств парафиносодержащего горючего – легкая склонность к загустеванию в процессе понижения температурных значений в окружающей среде. Поэтому чем холоднее на улице, тем быстрее дизель будет мутнеть и «застывать», а значит, просто перестанет безопасно проходить через топливные магистрали.

      За стабильную «текучесть» дизеля через патрубки отвечает специальный показатель – температура фильтруемости. Значение для стабильного, летнего ДТ – минус 10 градусов. То есть при наступлении минимальных морозов такое топливо загустеет. Именно поэтому зимой используется зимний дизель – его температура фильтруемости понижена до -20 градусов за счет добавления специальных морозостойких присадок. Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы активно внедряют процедуру изодепарафинизации, в ходе которой структура парафинов модифицируется в разветвленную, что увеличивает цетановое число на выходе и стабилизирует антиморозные свойства жидкости.

      Арктическое дизельное топливо

      Использование дизеля в качестве питания для моторов транспортных средств в зонах с выраженным холодным климатом, а также в арктическом поясе обуславливает наличие у такого горючего уникальных физических свойств. В такой солярке парафины не должны сгущаться даже при наступлении длительных и резких морозов ниже -15 градусов.

      Арктический дизель имеет температуру фильтруемости ниже -38 градусов, поэтому только такой вид ДТ может использоваться на территории обозначенных регионов. Состав эффективно и безопасно питаем моторы, даже когда на улице -45 градусов. Нефтепродукт может также заправлять мореходные суда, которые выходят в рейс в «холодных» морях на севере России.

      Арктическое дизельное топливо производят путем добавления мощных присадок в переработанную нефть, однако и сам процесс обработки имеет ряд особенностей. Так, фактически сырье для арктического дизеля – это видоизмененная и прошедшая дополнительные воздействия керосиновая фракция; на некоторых НПЗ также практикуется депарафинизация.

      Летнее дизельное топливо

      Представляет собой стабильный, не «нагруженный» присадками и добавками дизель. Технически, это смесь дизельных фракций, доведенная до допустимых показаний по цетановому числу. Такой состав может использоваться при температуре окружающей среды до 0 С.

      Кстати, технологи рекомендуют переходить на сезонные сорта дизельного топлива, не дожидаясь достижение предельных значений их использования. То есть отказаться от летнего дизеля в пользу зимнего стоит уже когда температура на улице опустилась до нуля, хотя помутнение летней солярки начинается только при -5 градусах.

      Летнее ДТ отличается повышенной вязкостью – это плюс для внутренних механических узлов транспортного средства, получающих дополнительную смазку в процессе движения авто.

      Дизельное топливо Евро

      Дизтопливо класса «Евро» соответствует более жестким стандартам выпуска данного типа нефтепродукта.

      Прежде всего, значительно снижен максимальный порог присутствия серного компонента в составе. Он не превышает 10 мг на один кг горючего вещества. Текущий действующий стандарт Евро-5 снижает и допустимое количество углеводородов ненасыщенных циклических в общем объеме жидкости – максимально 11% (для сравнения – изначально показатель мог составлять 30%).

      Класс Евро-5 также регламентирует смазывающие свойства дизеля, его плотность, склонность к помутнению и процент зольного компонента.

      Заливка такого дизеля более экологична и безопасна для самого транспортного средства; высококачественные продукты доступны для розничной покупки на российских автозаправочных станциях.

      Состав дизельного топлива

      Химический состав дизеля включает в себя несколько групп углеводородов: алканы, циклические насыщенные углеводороды и ненасыщенные циклические углеводороды.

      Российский ГОСТ также допускает содержание в жидкости серного компонента, молекул воды, смолистых веществ и некоторых примесей механического происхождения.

      Производство ДТ осуществляется из дистиллятов прямой перегонки нефтяного сырья и из дистиллятов, одновременно прошедших депарафинизацию и насыщение водородом. Во время обработки в нефтепродукт помещаются добавки, повышающие цетановое число.

      Поскольку процентное содержание углеводородов в ДТ варьируется, формула дизельного топлива не является постоянной. Усредненный вариант – С12Н24, максимальный – С15Н28.

      Напоминаем, что правильнее говорить о том, что «солярка» и «дизельное топливо» это не одно и то же. Два вещества имеют и различные химические составы. Проходя другие степени очистки и добываясь из совершенно других нефтяных фракций, солярка будет иметь и собственное, отличное от ДТ, соотношение углеводородов в составе. Подробнее – в таблице в начале этой статьи.

      Фракционный состав солярки определен лабораторным путем посредством нагревания небольшого объема веществ и зафиксирован в ГОСТ. Температура выкипания половины объема составляет предельно +280 С (значение может быть снижено до +255 С только для арктического дизеля). 95% объема выкипает при температуре до +360 С без исключений.

      Характеристики дизельного топлива

      Основная характеристика дизтоплива – цетановое число. Это аналог октанового числа бензина, с той разницей, что демонстрирует быстроту воспламеняемости горючего состава. Это временной интервал, который требуется для начала процесса сжигания жидкости после впрыска состава в рабочую камеру. Чем выше цетановое число, тем быстрее заводится двигатель транспортного средства; показатель также влияет на качество горения смеси – чем он выше, тем сбалансированнее и стабильнее осуществляется процесс.

      Оптимальное цетановое число для ДТ лежит в пределах от 45 до 55 пунктов.

      Другое важное свойство дизтоплива из-за его склонности к парафинизации – номинальная вязкость. Чем выше числовое значение параметра, тем «тяжелее» топливо будет поступать в рабочую камеру ТС. Поэтому различные сорта дизеля имеют собственные рекомендации по оптимальной вязкости продукта. Конечно, вязкость дизеля, используемого в зимнее время, должна быть меньше (от 1,9 до максимум 5 мм2/с), в то время как летняя солярка стабильно питает мотор даже при средней вязкости в 4-6 мм2/с).

      Плотность дизельного топлива

      Плотность – физическая величина, демонстрирующая массу вещества по отношению к единице объема, которое занимает это вещество. Чем «плотнее» горючее, тем меньше его требуется для осуществления поездок, такие жидкости более энергоэффективны и выделяют больше тепла. Данная информация используется в процессе подготовки отчетных документов, при транспортировке объемов топлива от НПЗ / нефтехранилищ до АЗС и подсчетах итоговой стоимости оптовой покупки.

      Плотность дизеля составляет от 800 до 860 кг/м3 и зависит от температуры окружающей среды и самого состава. Чем выше температура, тем ниже плотность продукта; различаются цифры и для сортов ДТ – от 830 кг/м3 для арктического топлива (при лабораторных исследованиях в температурном режиме +15…+20 С) и до 860 кг/м3 для обычного летнего ДТ (в тех же условиях).

      Температура вспышки дизельного топлива

      Еще одно эксплуатационное качество солярки, которое косвенно влияет также на безопасность его использования в ДВС.

      Температура вспышки дизельного топлива фиксирует момент, при котором над верхней границей жидкости сгущается достаточный для вспыхивания и последующего горения объем парообразного вещества.

      ГОСТ 6356-75 принимает за минимально безопасную температуру вспышки ДТ значение в +55 градусов. Исключения составляют сорта, используемые в регионах с суровым климатом – так, температура вспышки арктического дизтоплива понижена до +30 С.

      Поскольку сфера использования солярки достаточно широка, характеристика приобретает особую важность. Так, сорта дизеля с недостаточно высоким для пожароопасных ситуаций показателем температуры вспышки нельзя использовать на таких производствах. Во время транспортировки горючего, перед началом его хранения в различных помещениях и резервуарах данная информация обязательно будет затребована вместе с паспортом топлива.

      Дизельное топливо: применение

      ДТ может заправляться только в автомобили и другие транспортные средства, двигатели которых оборудованы именно для «переработки» данного горючего. Заливать дизель вместо бензина в бензиновые ДВС бессмысленно и даже опасно, хотя продукты реализуются совместно практически на всех АЗС.

      Дизельный моторный узел работает более эффективно, нежели бензиновый, так как обладает повышенной степенью сжатия – отношением между объемом цилиндра во время нахождения поршня в нижней точке и объемом рабочего цилиндра во время фиксирования поршня в верхней точке. Кроме того, имеет значение температурная разница в начале сжатия и по его окончании. К недостаткам агрегата можно отнести сильную зависимость от температуры окружающей среды и качества заливаемого горючего, а также большой вес. Из-за последнего дизельные двигатели – подходящий вариант укомплектования железнодорожных составов, грузовых автомашин, тягачей, пассажирских автобусов.

      Дизельный ДВС устанавливается на электростанциях, осуществляя связь с генераторами электроэнергии и через муфтовое или фланцевое соединение.

      Активно используется горючее и в прикладных сегментах экономики – например, в сельском хозяйстве или строительстве, а также для питания многих единиц военной техники.

      Солярка – сейчас мы говорим о «настоящей» солярке, то есть соляровом масле – не пригодна для осуществления перечисленных задач. Она может использоваться для поддержания работы котельных и отопительных систем, подходит для применения во время термического воздействия для изменения свойств металлов. Солярка входит в составы пропиток для деревянных конструкций, металлов и кожаных изделий, а также является компонентом машинных смазок. Но в качестве топлива для транспортных средств солярка не применяется.

      Дизельное топливо
      Автомобильное топливо
      Поделиться:
      Назад к списку

      Разделы

      • Автозаправочные станции 3
      • Автомобиль 17
      • Автомобильное топливо 43
      • Автомобильный бензин 33
      • Дизельное топливо 23
      • Заправочные карты 2
      • Керосин 7

      Лучшие статьи

      • Плотность керосина (кг/м3): как определить, чему равна, таблица плотности
        Керосин
      • Плотность бензина (кг/м3): АИ 92, АИ 95, чему равна, измерение, как влияет температура, таблица плотности
        Автомобильное топливо
        Автомобильный бензин
      • Бензин: формула, неэтилированный, этилированный, как делают, состав, виды, марки (АИ 92, АИ 95), присадки
        Автомобильное топливо
        Автомобильный бензин
      • Удельная теплота сгорания топлива, бензина, керосина, дизтоплива, газов, таблица
        Дизельное топливо
        Автомобильное топливо
        Автомобильный бензин
        Керосин
      • Октановое число: бензина, дизеля, керосина, газа – как измерить, повысить, понизить
        Дизельное топливо
        Автомобильный бензин
        Керосин
      Топливные карты
      Вопросы и ответы
      Блог
      О компании
      © 2025 ООО "Лиотек"
      Обработка персональных данных Политика конфиденциальности