Все жидкости, которые каким-либо образом связаны с работой двигателей внутреннего сгорания, классифицируются как ГСМ – горюче-смазочные материалы. Это могут быть как непосредственно топлива для моторов, так и сопутствующие специальные составы – масла, смазки и другие жидкости технического назначения.
Как правило, крупные изготовители различных видов горючего также производят весь ассортимент технических веществ – например, масла и составы – уплотнители этого же бренда.
Горюче-смазочные материалы: что к ним относится
Что относится к ГСМ, определяется по химическому составу, степени воспламеняемости, эксплуатационным качествам и конкретному назначению в механизме транспортного средства. Горюче-смазочные материалы производят из нефти – сырье подвергается тепловой обработке в процессе перегонки через ректификационные колонны либо методом каталитического крекинга, а также риформинга. Технологические процессы сопровождаются разделением вещества на фракции – для выпуска топлива используются как легкие, так и тяжелые фракции, также вырабатываются углеводородные соединения, находящие применение в различных областях промышленности.
Классификация горюче смазочных материалов общая выглядит так:
- Непосредственно все виды горючего для мотора машин.
- Смазочные составы, назначение которых – препятствовать износу внутренних узлов.
- Технические жидкости специального назначения или специальные жидкости – имеют различные функции, в частности охлаждение или усиление некоторых механизмов, например, тормозной системы.
Существует даже отдельная область науки – химмотология – занимающаяся исключительно свойствами ГСМ: рациональной эксплуатацией, определением качества, использованием в различных типах техники. Наука появилась в СССР в 1960-х гг.
Топливо
К горюче-смазочным материалам относятся все марки бензина, все сорта дизеля, а также керосин – топливо для летательных судов и для бытового использования.
Бензин, дизель и керосин получаются из различных фракций нефти (бензин – более легкие, дизель – более тяжелые); все составы обогащаются октаноповышающими / цетаноповышающими присадками – и такие вещества тоже являются ГСМ, обладая двумя основными характеристиками – быстрая воспламеняемость и смазочные свойства, которые обеспечиваются присадочными компонентами.
Востребованное топливо для тепловых станций, в промышленности и все более – для питания грузовых и даже легковых автомобилей, природный газ не относится к ГСМ. Он добывается напрямую в нефтяных залежах, а не является продуктом первичной или вторичной переработки нефти.
Степень стойкости к низким температурам, скорость воспламенения, чистота сгорания, вязкость и плотность – ключевые параметры, по которым определяется качество бензина, дизеля и керосина. Бензин – подходящее питание для ДВС легковых авто, дизель подходит форсированным двигателям и грузовым машинам, керосин питает реактивные моторы.
Смазки
Назначение смазок – обеспечить бесперебойную работу всех технических узлов транспортного средства, предотвратив преждевременный износ трущихся элементов либо выход из строя этих элементов вследствие активного трения.
По способу изготовления определяют три типа смазок:
- минеральные – произведенные из масел, выделенных в результате нефтяной перегонки;
- полусинтетические – в состав которых в приблизительно равных пропорциях входят минеральные компоненты и полученные в результате модификации структуры вещества;
- синтетические – полностью состоящие из синтезированных соединений.
По состоянию вещества при атмосферном давлении и температуре +20 градусов смазочные вещества делятся на твердые (предназначены для уменьшения «жаркого», сухого трения), жидкие (имеют возможность прохода через топливные магистрали), пластичные (твердость / плотность вещества меняется в зависимости от температуры).
Классический пример смазки как ГСМ – моторные масла. Имея свойства жидкости, проникает в зазоры поршневых колец и уплотняет их; ложится пленкой на поверхности деталей, препятствуя образованию отложений; растворяет и выводит нагар; смазывает трущиеся элементы.
Специальные жидкости
К жидкостям специального назначения относят тормозную и охлаждающую.
Во время торможения транспортного средства усилие, которое оказывает водитель на педаль тормоза, передается тормозному цилиндру как давление. Далее это усилие направляется непосредственно к тормозным конструкциям на всех колесах, а сама передача осуществляется через жидкое вещество. Если все работает как надо, то цилиндры моментально откликаются и зажимают колодками корпус колес, останавливая автомобиль.
Чтобы система работала исправно, необходимо своевременно обновлять тормозную жидкость. Такая субстанция обладает малым сжатием, одинаково эффективно работает в большом диапазоне температур. Кроме того, обладает смазочными свойствами, предотвращающими образование коррозии.
Охлаждающая жидкость – антифриз – перемещается внутри авто между радиатором и мотором. Во время движения бензиновый двигатель нагревается до +110 градусов, дизельный – до +90 градусов. Чтобы избежать перегрева из-за постоянных нагрузок, необходимо регулярно добавлять антифриз в расширительный бочок или непосредственно в радиатор через горловину.
Назначение ГСМ
Итак, очевидно, что ГСМ – это весьма разнообразные составы, в комплексе обеспечивающие плавный ход транспортного средства и стабильную работу моторного узла.
ГСМ имеет три направления применения – как топливо, как смазка и как спец жидкость, и все три вида – их производство, качественные значения, химический состав и даже расход ГСМ фиксируются и определяются через официальные технические документы.
Так, ОКПД 2 расширяет общеизвестный список ГСМ, добавляя в него реактивное топливо на основе бензина (предназначено для авиации с поршневой моторной конструкцией), тяжелые масляные дистилляты (предназначены для уплотнения трансмиссий, электроизоляции, смазки компрессоров) и средние дистилляты.
Важна и номенклатура ГСМ как нефтепродуктов – например, обозначение бензина должно содержать номинальное октановое число смеси (А-80, А-92, А-95, А-98).
Предприятия, деятельность которых обязывает покупать различные виды ГСМ (не только бензин или дизель, но и другие) ведут учет расхода ГСМ, в частности, топливо сверяется по путевым листам. Нормы расхода ГСМ, утвержденные Министерством Транспорта, являются обязательными для таких организаций. Распоряжение Минтранса содержит информацию в табличном виде по каждому типу транспортного средства.
Каким средством невозможно потушить ГСМ
Поскольку бензин и другие нефтепродукты, относящиеся к ГСМ, имеют углеводородный состав, то плотность веществ меньше плотности воды – а значит, нефтепродукты легче. Топливо, залитое водой, будет «подниматься» вверх, а само наличие воды только поспособствует «расползанию» площади пожара во все стороны. Поэтому вода – ответ на вопрос, каким средством невозможно потушить горюче смазочные материалы.
Если произошло небольшое возгорание ГСМ, то площадь огня тушат тканью, смоченной в воде и отжатой либо песком; если возгорание произошло в открытой местности, можно использовать вместо песка землю. В остальных случаях необходим огнетушитель.
Правила хранения горюче смазочных материалов
Горюче-смазочные материалы требуют внимательного отношения и соблюдение правил безопасности. Они и их пары легко воспламеняемы, и случайное попадание искры может стать причиной возникновение пожара. Обязательные правила хранения ГМС:
- В местах хранения ГСМ нельзя курить и разводить огонь.
- Жидкости должны храниться в специальных резервуарах, имеющих маркировку о допустимости хранения горючих веществ.
- Отсутствие инсоляции.
- Соблюдение температурного режима, подходящего для каждого вида ГСМ.
- Плотное прилегание крышки к горловине резервуара, а также постоянная проверка емкостей на наличие утечек вещества.
- Обеспечение быстрого доступа к огнетушителю либо металлическому резервуару с песком.