Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Топливные карты для бизнеса
+7 495 149-80-90
+7 495 149-80-90
E-mail
info@liotec.ru
Адрес
115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Топливные карты
Сеть АЗС
Цена топлива
Калькулятор расхода топлива
Блог
О компании
  • Кабинет клиента
  • Карта АЗС
  • ...
    +7 495 149-80-90
    +7 495 149-80-90
    E-mail
    info@liotec.ru
    Адрес
    115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Топливные карты
    Сеть АЗС
    Цена топлива
    Калькулятор расхода топлива
    Блог
    О компании
      Топливные карты
      Сеть АЗС
      Цена топлива
      Калькулятор расхода топлива
      Блог
      О компании
        • Топливные карты
        • Сеть АЗС
        • Цена топлива
        • Калькулятор расхода топлива
        • Блог
        • О компании
        Главная
        —
        Блог
        —Горюче-смазочные материалы (ГСМ): что к ним относится, классификация (топливо, смазки), хранение

        Горюче-смазочные материалы (ГСМ): что к ним относится, классификация (топливо, смазки), хранение

        Горюче-смазочные материалы (ГСМ)
        51 просмотров
        Время прочтения: 5 мин.
        Содержание
        1. Горюче-смазочные материалы: что к ним относится
        2. Топливо
        3. Смазки
        4. Специальные жидкости
        5. Назначение ГСМ
        6. Каким средством невозможно потушить ГСМ
        7. Правила хранения горюче смазочных материалов


        Все жидкости, которые каким-либо образом связаны с работой двигателей внутреннего сгорания, классифицируются как ГСМ – горюче-смазочные материалы. Это могут быть как непосредственно топлива для моторов, так и сопутствующие специальные составы – масла, смазки и другие жидкости технического назначения.

        Как правило, крупные изготовители различных видов горючего также производят весь ассортимент технических веществ – например, масла и составы – уплотнители этого же бренда.

        Горюче-смазочные материалы: что к ним относится

        Что относится к ГСМ, определяется по химическому составу, степени воспламеняемости, эксплуатационным качествам и конкретному назначению в механизме транспортного средства. Горюче-смазочные материалы производят из нефти – сырье подвергается тепловой обработке в процессе перегонки через ректификационные колонны либо методом каталитического крекинга, а также риформинга. Технологические процессы сопровождаются разделением вещества на фракции – для выпуска топлива используются как легкие, так и тяжелые фракции, также вырабатываются углеводородные соединения, находящие применение в различных областях промышленности.

        Классификация горюче смазочных материалов общая выглядит так:

        1. Непосредственно все виды горючего для мотора машин.
        2. Смазочные составы, назначение которых – препятствовать износу внутренних узлов.
        3. Технические жидкости специального назначения или специальные жидкости – имеют различные функции, в частности охлаждение или усиление некоторых механизмов, например, тормозной системы.

        Существует даже отдельная область науки – химмотология – занимающаяся исключительно свойствами ГСМ: рациональной эксплуатацией, определением качества, использованием в различных типах техники. Наука появилась в СССР в 1960-х гг.

        Топливо

        К горюче-смазочным материалам относятся все марки бензина, все сорта дизеля, а также керосин – топливо для летательных судов и для бытового использования.

        Бензин, дизель и керосин получаются из различных фракций нефти (бензин – более легкие, дизель – более тяжелые); все составы обогащаются октаноповышающими / цетаноповышающими присадками – и такие вещества тоже являются ГСМ, обладая двумя основными характеристиками – быстрая воспламеняемость и смазочные свойства, которые обеспечиваются присадочными компонентами.

        Востребованное топливо для тепловых станций, в промышленности и все более – для питания грузовых и даже легковых автомобилей, природный газ не относится к ГСМ. Он добывается напрямую в нефтяных залежах, а не является продуктом первичной или вторичной переработки нефти.

        Степень стойкости к низким температурам, скорость воспламенения, чистота сгорания, вязкость и плотность – ключевые параметры, по которым определяется качество бензина, дизеля и керосина. Бензин – подходящее питание для ДВС легковых авто, дизель подходит форсированным двигателям и грузовым машинам, керосин питает реактивные моторы.

        Смазки

        Назначение смазок – обеспечить бесперебойную работу всех технических узлов транспортного средства, предотвратив преждевременный износ трущихся элементов либо выход из строя этих элементов вследствие активного трения.

        По способу изготовления определяют три типа смазок:

        • минеральные – произведенные из масел, выделенных в результате нефтяной перегонки;
        • полусинтетические – в состав которых в приблизительно равных пропорциях входят минеральные компоненты и полученные в результате модификации структуры вещества;
        • синтетические – полностью состоящие из синтезированных соединений.

        По состоянию вещества при атмосферном давлении и температуре +20 градусов смазочные вещества делятся на твердые (предназначены для уменьшения «жаркого», сухого трения), жидкие (имеют возможность прохода через топливные магистрали), пластичные (твердость / плотность вещества меняется в зависимости от температуры).

        Классический пример смазки как ГСМ – моторные масла. Имея свойства жидкости, проникает в зазоры поршневых колец и уплотняет их; ложится пленкой на поверхности деталей, препятствуя образованию отложений; растворяет и выводит нагар; смазывает трущиеся элементы.

        Специальные жидкости

        К жидкостям специального назначения относят тормозную и охлаждающую.

        Во время торможения транспортного средства усилие, которое оказывает водитель на педаль тормоза, передается тормозному цилиндру как давление. Далее это усилие направляется непосредственно к тормозным конструкциям на всех колесах, а сама передача осуществляется через жидкое вещество. Если все работает как надо, то цилиндры моментально откликаются и зажимают колодками корпус колес, останавливая автомобиль.

        Чтобы система работала исправно, необходимо своевременно обновлять тормозную жидкость. Такая субстанция обладает малым сжатием, одинаково эффективно работает в большом диапазоне температур. Кроме того, обладает смазочными свойствами, предотвращающими образование коррозии.

        Охлаждающая жидкость – антифриз – перемещается внутри авто между радиатором и мотором. Во время движения бензиновый двигатель нагревается до +110 градусов, дизельный – до +90 градусов. Чтобы избежать перегрева из-за постоянных нагрузок, необходимо регулярно добавлять антифриз в расширительный бочок или непосредственно в радиатор через горловину.

        Назначение ГСМ

        Итак, очевидно, что ГСМ – это весьма разнообразные составы, в комплексе обеспечивающие плавный ход транспортного средства и стабильную работу моторного узла.

        ГСМ имеет три направления применения – как топливо, как смазка и как спец жидкость, и все три вида – их производство, качественные значения, химический состав и даже расход ГСМ фиксируются и определяются через официальные технические документы.

        Так, ОКПД 2 расширяет общеизвестный список ГСМ, добавляя в него реактивное топливо на основе бензина (предназначено для авиации с поршневой моторной конструкцией), тяжелые масляные дистилляты (предназначены для уплотнения трансмиссий, электроизоляции, смазки компрессоров) и средние дистилляты.

        Важна и номенклатура ГСМ как нефтепродуктов – например, обозначение бензина должно содержать номинальное октановое число смеси (А-80, А-92, А-95, А-98).

        Предприятия, деятельность которых обязывает покупать различные виды ГСМ (не только бензин или дизель, но и другие) ведут учет расхода ГСМ, в частности, топливо сверяется по путевым листам. Нормы расхода ГСМ, утвержденные Министерством Транспорта, являются обязательными для таких организаций. Распоряжение Минтранса содержит информацию в табличном виде по каждому типу транспортного средства.

        Каким средством невозможно потушить ГСМ

        Поскольку бензин и другие нефтепродукты, относящиеся к ГСМ, имеют углеводородный состав, то плотность веществ меньше плотности воды – а значит, нефтепродукты легче. Топливо, залитое водой, будет «подниматься» вверх, а само наличие воды только поспособствует «расползанию» площади пожара во все стороны. Поэтому вода – ответ на вопрос, каким средством невозможно потушить горюче смазочные материалы.

        Если произошло небольшое возгорание ГСМ, то площадь огня тушат тканью, смоченной в воде и отжатой либо песком; если возгорание произошло в открытой местности, можно использовать вместо песка землю. В остальных случаях необходим огнетушитель.

        Правила хранения горюче смазочных материалов

        Горюче-смазочные материалы требуют внимательного отношения и соблюдение правил безопасности. Они и их пары легко воспламеняемы, и случайное попадание искры может стать причиной возникновение пожара. Обязательные правила хранения ГМС:

        • В местах хранения ГСМ нельзя курить и разводить огонь.
        • Жидкости должны храниться в специальных резервуарах, имеющих маркировку о допустимости хранения горючих веществ.
        • Отсутствие инсоляции.
        • Соблюдение температурного режима, подходящего для каждого вида ГСМ.
        • Плотное прилегание крышки к горловине резервуара, а также постоянная проверка емкостей на наличие утечек вещества.
        • Обеспечение быстрого доступа к огнетушителю либо металлическому резервуару с песком.
        Дизельное топливо
        Автомобильное топливо
        Автомобильный бензин
        Поделиться:
        Назад к списку

        Разделы

        • Автозаправочные станции 3
        • Автомобиль 17
        • Автомобильное топливо 43
        • Автомобильный бензин 33
        • Дизельное топливо 23
        • Заправочные карты 2
        • Керосин 7

        Лучшие статьи

        • Плотность керосина (кг/м3): как определить, чему равна, таблица плотности
          Керосин
        • Плотность бензина (кг/м3): АИ 92, АИ 95, чему равна, измерение, как влияет температура, таблица плотности
          Автомобильное топливо
          Автомобильный бензин
        • Бензин: формула, неэтилированный, этилированный, как делают, состав, виды, марки (АИ 92, АИ 95), присадки
          Автомобильное топливо
          Автомобильный бензин
        • Удельная теплота сгорания топлива, бензина, керосина, дизтоплива, газов, таблица
          Дизельное топливо
          Автомобильное топливо
          Автомобильный бензин
          Керосин
        • Октановое число: бензина, дизеля, керосина, газа – как измерить, повысить, понизить
          Дизельное топливо
          Автомобильный бензин
          Керосин
        Топливные карты
        Сеть АЗС
        Топливо
        Цена топлива
        Калькулятор расхода топлива
        Блог
        О компании
        Вопросы и ответы
        +7 495 149-80-90
        +7 495 149-80-90
        E-mail
        info@liotec.ru
        Адрес
        115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
        Режим работы
        Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
        info@liotec.ru
        115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
        © 2025 ООО "Лиотек"
        Обработка персональных данных Политика конфиденциальности
        Карта сайта