Дизельное топливо отличается от бензина высокой чувствительностью к снижению температуры окружающей среды. Если бензин сохраняет оптимальную текучесть даже при экстремально низких значениях, дизель быстро приобретает повышенную вязкость и начинает загустевать. Поэтому важно вовремя переходить с одного вида солярки на другой – с летней на межсезонную и далее – на зимнюю.
Бывает, что у автолюбителей, застигнутых врасплох зимними холодами, возникает вопрос, можно ли смешивать летнюю и зимнюю солярку, чтобы провести быстрый и безопасный запуск двигателя.
Чем отличается зимняя солярка от летней
Спойлер - сделать из летней солярки настоящую зимнюю можно только на нефтеперерабатывающем заводе. Отличия между двумя типами дизельного горючего очень обширны – и в химическом, и во фракционном составе, по объемной доле различных групп углеводородов и содержанию серы. И самое весомое – в летнем дизтопливе отсутствуют те депрессорно-диспергирующие присадки, которым обогащен зимний состав.
Температура застывания – вот в чем разница между летним и зимним дизелем. Летнее топливо состоит из большого количества парафиновых соединений, а также, как правило, содержит больше серы. Оно пригодно для использования при плюсовой температуре окружающей среды – вязкий состав обеспечивает хорошую смазываемость трущихся узлов. При снижении значений ниже нуля летняя солярка быстро загустевает, засоряя топливный фильтр и создавая пробки в топливной системе.
Зимнее ДТ имеет более низкую изначальную плотность, так как при похолодании значение быстро увеличивается. Горючее состоит преимущественно из парафинов и ароматики, в состав входят также метиловый эфир и те самые депрессорно-диспергирующие присадки. Последние обеспечивают замедление процессов кристаллизации вещества на холоде и сохранение стабильной проходимости через фильтр и топливные патрубки. Компоненты вступают во взаимодействие с «зарождающимися» кристаллами и не дают им соединиться, чтобы образовать решетку. Жидкость может использоваться до температуры в -35 градусов.
Как определить летняя или зимняя солярка
На вид и запах летние и зимние марки ДТ одинаковы. Топливо имеет светло-желтый, похожий на растительное масло, окрас и сладкий запах.
Летний дизель начинает загустевать при первой же отрицательной отметке температуры и достигает полного замерзания при значении в -10 градусов.
Самый надежный способ проверить, какой перед Вами дизель – летний или зимний – поместить небольшой объем вещества в морозильную камеру холодильника. Как правило, в такой камере температура воздуха находится в пределах от -18 до -25 градусов. Оставьте жидкость на ночь, а утром взгляните на результат.
Важно понимать, что замерзание дизеля происходит не так, как замерзание воды. Состав не превращается в лед. Он очень сильно загустевает, приобретая форму плотного желе.
Если нет времени ждать целую ночь, а необходимо, например, определить, какой все-таки соляркой Вы заправляетесь на АЗС, то достаточно пары капель горючего. Капните дизель прямо из пистолета на охлажденную поверхность из металла. Это может быть обычная монетка из мелочевки в Вашем кармане. Зимнее дизтопливо сохранит свою консистенцию на ее поверхности, а летнее – загустеет, причем сразу.
Как из летней солярки сделать зимнюю
Сделать качественное зимнее дизтопливо из летней солярки могут только техники на производственных площадках. На НПЗ составы грамотно обогащаются комплексом добавок, позволяющих создавать качественный и надежный продукт.
В «домашних» условиях превратить летний дизель в зимний невозможно. Высокий процент углеводородов парафинового ряда в составе летнего топлива невозможно «снизить» разбавлением его с зимней соляркой. Полученный состав будет все так же склонен к быстрой парафинизации при похолодании ниже нуля градусов.
Автолюбители рекомендуют добавлять в летнее топливо присадку – антигель. Компонент реализуется в розницу в небольших упаковках, добавляется в летний незамерзший дизель. Бутылочки хватает на 250 литров горючего. По словам производителей, присадка обеспечивает быстрый запуск мотора при температурах до -35 градусов. Может также использоваться как профилактическое средство против парафинизации при нестабильных межсезонных температурах или для хранения дизеля в межсезонье (имеет смысл хранить ДТ не более трех месяцев).
Кто-то все же рискует и смешивает летний дизель либо с керосином, либо с высокооктановым бензином марки АИ-98 в пропорции 1/5 часть бензина на 4/5 части ДТ. Да, результат есть – но это решение скорее для форс-мажорных ситуаций, чем для постоянного применения. С керосином может серьезно пострадать топливная система – фильтры и форсунки под замену плюс промывка двигателя.