Как известно, марки бензина классифицируются по октановому числу состава. В маркировке АИ-92 или АИ-95 «А» означает «бензин автомобильный», «И» - определение октанового числа по исследовательскому методу, а «92» или «95» - само октановое число.
АИ-92 и АИ-95 – самые популярные в России марки автомобильного топлива. В чем их преимущества, недостатки, а также отличия друг от друга – в нашем материале.
Какой бензин лучше?
Если коротко – конечно, лучше тот бензин, у которого выше октановое число. Но с одной оговоркой – если эта марка подходит для питания двигательного узла конкретно этой модели транспортного средства. Бессмысленно лить в топливный бак машины бензин АИ-100, если двигатель имеет конструкцию, работающую оптимально только на АИ-95. Отметка о подходящей марки бензина от фирмы - изготовителя обязательно содержится в техническом паспорте ТС.
А чтобы дать более развернутый ответ, какой лучше заливать бензин, то следует рассмотреть зависимость эксплуатационных характеристик светлого нефтепродукта от его химического состава.
Бензин – продукт прямой перегонки нефти или каталитического крекинга нефтяного сырья. На современных НПЗ также используется технология риформинга, выделяющая из полезного ископаемого легко воспламеняемые углеводородные соединения. Но сама эта фракция – это еще не автомобильный бензин. Чтобы вещество стало пригодно к использованию, нужно повысить его октановое число и добавить комплекс присадок.
Октановое число – основной показатель, увеличивающий качество топлива. Это детонационная стойкость вещества. Чем меньше детонаций случается в рабочей камере, тем эффективнее работает мотор. Также качество горючего повышают добавки различного назначения, которые вводятся в состав на этапе производства – очищающие от нагара и защищающие внутренние элементы от коррозии. Но не все современные присадки, входящие в состав бензина, оказывают положительное влияние на состояние фильтров и датчиков.
Поэтому утверждение, что бензин АИ-95 лучше, справедливо только для современных марок автомобиля, выпускаемых в России и зарубежом. Как правило, такие модели оснащены мотором с высокой степенью сжатия, а значит, требуют заправки высокооктановым составом.
А вот АИ-92 может продолжать питать старые легковушки с инжекторами или карбюраторами. Конструкция двигателей этих ТС проще. Бензин с октановым числом 95 пунктов и выше создаст дополнительную нагрузку на мотор и нарушит сбалансированность горения вещества. Кроме того, активные очищающие компоненты начнут разрушать въевшиеся отложения и выводить их через топливные магистрали – быстрее, чем может обеспечить конструкция старого автомобиля. Из-за этого велика вероятность образования пробок в выхлопной системе.
Степень сжатия
Степень сжатия характеризует соотношение между максимально полным объемом рабочего цилиндра и объемом камеры сгорания. Когда поршень начинает двигаться из одной точки в другую во время рабочего такта, происходит нагнетание давление и как следствие – сжатие топливно-воздушной смеси.
Максимальная степень сжатия ТВС в бензиновом двигателе составляет 12:1 и 1:14,5 в премиальных моделях. Этот показатель значительно ниже, чем у дизельных двигателей, из-за того, что при увеличении компрессии возрастает температура субстанции и как следствие – риск детонации. Дизельные же двигатели, наоборот, запускаются за счет воспламенения сильно сжатого состава.
Поскольку каждая марка бензина обладает собственной степенью стойкости к самовоспламенению, то для каждой оптимальна и разная степень сжатия мотора.
Бензин АИ-92 подойдет для заправки авто со степенью сжатия 1:10. Максимальный показатель составляет 1:10,5. Ели компрессия окажется выше, произойдет детонация горючего.
Марка АИ-95 подходит для более высокого давления – от 1:10,5 до 1:12. При дальнейшем увеличении сжатия (до 1:14 пунктов) необходим бензин АИ-98.
Детонация
Детонация – это хаотичный и непредсказуемый процесс самовоспламенения топлива в рабочей камере. Детонационное горение характеризуется свойствами взрыва – образование ударной волны, резкое повышение температуры, задымление.
Разносясь по площади топливно-воздушной смеси, ударные волны сталкиваются со стенками цилиндров – и тогда водитель слышит характерное металлическое постукивание со стороны капота. Значит, произошла самодетонация бензина.
Последствия активной детонации:
- падение эффективности работы двигателя;
- износ моторного узла;
- выход из строя клапанов;
- разрушение поршневых колец и поршней;
- увеличение дымности выхлопа.
Бензины с октановым числом от 92 обладают хорошими антидетонационными свойствами. Однако полагать, что нужно заливать в топливный бак на АЗС самый высокооктановый бензин, имеющийся в продаже, это ошибка. Объясняем, почему.
Детонационная стойкость
Чем выше октановое число топлива, тем активнее состав противостоит детонации. Чтобы повысить детонационную стойкость, в бензины добавляют присадки на основе простых эфиров, спиртов и анилина. Это вещества, имеющие низкую степень воспламеняемости и устойчивые к температурным воздействиям.
Параметр определяется отдельно для каждого испытуемого образца автомобильного бензина. Тестирования проводятся после обогащения полученной бензиновой фракции антидетонационными присадками. Исследовательский метод предполагает, что испытания проводятся при стабильных оборотах двигателя, а результат соотносится с эталонной смесью изооктана и n-гептана.
92 и 95 – казалось бы, незначительная разница между октановым числом топливных смесей. Однако если рассматривать всю картину в совокупности, учитывая особенности работы и мощность двигателя, его возраст, особенности изготовления светлых нефтепродуктов у конкретных предприятий, то окажется, что АИ-92 и АИ-95 вовсе не взаимозаменяемы.
Бензин АИ-92
Бензин АИ-92 обладает высоким ОЧ, безопасен для моторов с инжекторной системой подачи топлива и для карбюраторных двигателей. Сопротивление детонации чуть ниже, чем у АИ-95.
Состав подойдет для питания моторов – «старичков». В таких конструкциях топливно-воздушная смесь образуется равномерно, но продолжает оставаться обедненной. Это двигатели легковушек, которым не свойственны резкие старты, езда на высоких оборотах, агрессивное движение. Заливка АИ-92 позволит дольше сохранить эксплуатационные качества смазок поверхностей и предотвратить перегрев мотора при стабильном темпе передвижения.
Бензин АИ-95
Отличия бензина АИ-95 от АИ-92:
- Собственно октановое число выше – смесь лучше сопротивляется самодетонации.
- Выдерживает большую компрессию без эпизодов детонирования.
- АИ-95 горит стабильнее и дольше.
- КПД двигателя увеличивается примерно на 7%, а расход горючего – сокращается.
- Как правило, составы обогащены присадочными элементами, уменьшающими нагар, увеличивающими ресурс службы колец и клапанов (по сравнению с АИ-92), очищающими механизмы от отложений.
- Возрастает динамичность ТС. Автомобиль становится более маневренным и удобным в управлении, отмечается плавность передвижения.
95 бензин: Лукойл или Газпромнефть
Одна и та же марка бензина, выпущенная на разных производственных предприятиях, может отличаться по своим параметрам.
Происходит это из-за того, что производители берут за базис разные стандарты. Бензин АИ-95, выпущенный аналогично последнему экологическому стандарту, будет лучше показывать себя в действии, чем обычный АИ-95.
Компания Лукойл реализует марку АИ-95, соответствующую стандарту ЕВРО 5, а Газпромнефть включает собственный АИ-95 в премиальную линейку G-Drive.
По большому счету, при прочих равных, выбор между брендом АЗС – это вопрос привычки. Кому-то больше нравится обслуживание, кому-то удобство расположения, кому-то – кофе. Крупные поставщики светлых нефтепродуктов отвечают за свою продукцию и реализуют высококачественное топливо на своих АЗС.
95 бензин: Лукойл или Роснефть
Улучшенное топливо Лукойл ЭКТО АИ-95 на основе ЕВРО-5 увеличивает КПД мотора на 10-14% и улучшает динамику разгона почти на 9%. Состав значительно обогащен присадками:
- антипенные – для быстрой и удобной заправки;
- уплотнительные смазки для снижения трения между активными механизмами;
- антиводный компонент противостоит образованию молекул H2O;
- очищающая добавка для разрушения уже имеющихся отложений;
- превентивная добавка для защиты поверхностей от нагара и коррозии.
Роснефть АИ-95 серии Pulsar – так же брендированное горючее с уникальными преимуществами:
- эффективен в борьбе против любых отложений и сажи;
- защищает внутренние элементы от преждевременного износа;
- быстро очищает клапаны;
- тихая работа мотора, плавное управление автомобилем;
- увеличивает период между плановыми ремонтами в два раза;
- выбрасывает меньше углекислого газа, серы и фенилового водорода в окружающую среду.
Чтобы определить, какой лучше, бензины АИ-95 нужно протестировать – поездить на каждом в течение нескольких недель.
Какой бензин лучше зимой: 92 или 95
Бензин является морозоустойчивой жидкостью. Все марки вещества имеют достаточно низкую температуру замерзания в -70 градусов. Состав не теряет вязкости и текучести при понижении температурных значений.
При стандартизированной температуре в +20 градусов у марок АИ-92 и АИ-95 будет один и тот же показатель вязкости в 0,5 – 0,7 мм2/с, при наступлении холодов вязкость повышается, но остается оптимальной для быстрого прохождения горючего через фильтр и топливные патрубки.
Однако марка бензина АИ-95 содержит больше антидетонационных присадок, а значит, больше соединений эфиров и спиртов. Чем ниже температура, чем хуже будет воспламеняться такое топливо в камере сгорания.
Бензин АИ-92 очень хорошо эксплуатируется в зимний период. В нем меньше добавок, затрудняющих «холодный» пуск двигателя. Мотор работает стабильно, не выходя на предельные нагрузки. При этом при минусовых температурах снижается и вероятность самодетонации состава.