Дизельное топливо – чрезмерно зависимый от перепада температур светлый нефтепродукт. Существует 4 вида дизтоплива – летнее, зимнее, арктическое и межсезонное, каждый из которых имеет четкие критерии использования.
Иногда водители пренебрегают возможностью заправиться межсезонным топливом, полагая, что оно подходит только для относительно теплых регионов на юге России, а также для большинства стран Центральной и Южной Европы. Однако такое мнение – ошибка. Соблюдая температурный режим заливки межсезонного дизеля, автовладельцы оказывают только позитивное воздействие на состояние моторного узла – в конце осени и начале весны это лучшее питание для дизельного двигателя внутреннего сгорания.
Межсезонное дизельное топливо
Межсезонное дизтопливо – это дизельное горючее, оптимизированное для использования в условиях сильно колеблющихся температур.
Дизель является продуктом переработки нефтяного сырья и добывается из газойлево-керосиновых фракций. По сравнению с бензином, дизель более «тяжелое» вещество, имеющее в своем составе углеводородные соединения с длинными цепями. Значительный процент об общего количества углеводородных соединений в горючем занимают парафины. Это разновидность алканов – предельных углеводородов, имеющая достаточно высокую температуру кипения в +350 градусов, высокую плотность и сильную зависимость от температуры.
Как только на улице начинается легкое похолодание – то есть опускание температуры до нуля и далее в минусовые значения – летний дизель, в котором из всех видов солярки содержится больше всего парафинов, начинает загустевать. Внутри жидкости происходит следующее: под воздействием холода образуются кристаллы парафина, которые объединяются в решетки и меняют тем самым состояние топлива. Дизель становится нетекучим и желеобразным – это состояние соответствует состоянию льда у воды.
Летний дизель, чья температура застывания равна -5 градусов, лучше перестать использовать, как только на улице установится ноль градусов. Если продолжать заливать его в топливный бак, то в скором времени обнаружатся следующие проблемы с транспортным средством:
- нестабильный запуск моторного узла;
- забивание топливного фильтра;
- возникновение пробок в топливной системе;
- перебои в работе мотора или отказ двигателя от работы.
Чтобы избежать кристаллизации, обеспечивается блокировка образования и «сцепления» парафиновых кристаллов посредством добавления в состав на этапе производства специальных депрессорно-диспергирующих присадок. Добавки выполняют следующие задачи:
- депрессорный компонент снижает температуру начала процесса кристаллизации;
- диспергирующий компонент препятствует объединению парафинов, распределяя их по всему объему топливной жидкости в безопасной концентрации.
Для каждого климатического режима подбирается уникальный комплект присадок – антигелей и компонентов, повышающих цетановое число. До скольки градусов следует заливать каждый вид дизтоплива определяет ГОСТ.
Межсезонное дизтопливо – это питание для дизельных двигателей при температуре от -5 до -15 градусов. Это самое подходящее горючее в периоды поздней осени и ранней весны. Именно в эти сезоны автолюбители сталкиваются с тем, что температура утром, когда необходимо завести мотор, может быть значительно ниже температуры днем – перепады могут составлять до 10 градусов. На холоде дизельное транспортное средство, заправленное летней соляркой, не заведется либо заведется и в первые же минуты движения испортит всю топливную систему. Поэтому и выпущен межсезонный дизель – он выдерживает колебания температур, обеспечивая стабильную работу мотора и безопасность для всей системы подачи топлива.
Хотя и межсезонное ДТ, и зимняя солярка обогащены депрессорно-диспергирующими присадками, между ними не стоит ставить знак равенства. Второй состав, выдерживающий понижение температур до -35 градусов, имеет несколько другой химический состав и однозначно более богатую смесь добавок. Не стоит продолжать заливать межсезонный дизель, если температура стала опускаться ниже -10 градусов – пора переходить на зимний.
Дизельное топливо межсезонное: характеристики
Определенные ГОСТ 32511-2013 характеристики межсезонной солярки различаются по сортам Е и F.
Е – это общепринятая литера для обозначения дизельного топлива. Сорт ДТ – это различия между дизелем по разрешенной температуре использования и в совокупности – эксплуатационных особенностях в конкретных климатических районах.
Оба сорта - сорт E и сорт F – относятся к межсезонному дизелю, однако обладают различной температурой фильтруемости. Это неудивительно, что в России определяется сразу 2 сорта для одного периода – межсезонье в южной России и на Крайнем Севере будет разным.
Предельная температура фильтруемости – это та температура, при которой солярка сохраняет достаточную текучесть для безопасного прохождения через топливный фильтр. Снижение значение может привести к засорению и необходимости замены элемента.
Для межсезонного дизеля определены следующие минимальные температуры фильтруемости:
- Сорт E – температура -15 градусов;
- Сорт F – температура -20 градусов.
Другие важные параметры межсезонного дизеля:
- цетановое число должно составлять от 51 пункта;
- температура вспышки – в районе +40…+50 градусов;
- содержание серы от предельных 350 мг/кг до минимальных 10 мг/кг – об этом параметре будет подробнее ниже.
Плотность межсезонного дизтоплива
Стабильная плотность нефтепродуктов определяется в лабораторных условиях при температуре +15…+20 градусов. Поскольку плотность имеет свойство увеличиваться при похолодании, изначальная плотность дизеля межсезонного вида должна быть ниже, чем у летнего.
Так, плотность межсезонной солярки составляет 820-845 кг/м3, а летней – 860 кг/м3.
И хотя эксплуатационная температура межсезонного ДТ составляет -15 градусов, склонность к увеличению плотности плюс активные процессы парафинизации запускают замерзание вещества уже при температуре -10 градусов. Эти процессы не будут очевидны, но уже начнут происходить – топливо постепенно будет терять нужную вязкость, мотор будет запускаться не так быстро. Поэтому при -15 градусах на улице имеет смысл начать заправляться на АЗС уже зимней соляркой.
Температура замерзания
Температура замерзания – основной критерии классификации солярки. Дизель замерзает при:
- летний – при -10 градусах;
- межсезонный – при -15 градусах;
- зимний – при -35 градусах;
- арктический – при -65 градусах.
Чем ближе температура к -15 градусам, тем более мутным становится межсезонный дизель. Однако особый состав углеводородных соединений в премиальных дизелях позволил снизить температуру застывания межсезонной солярки у некоторых марок до -20 градусов. Точные эксплуатационные характеристики всегда отображены в паспорте горючего.
Дизельное топливо межсезонное ЕВРО 5
Стандарт дизеля Евро-5 определяет высокие требования к качеству горючего, прежде всего к чистоте выхлопа и содержанию токсичных элементов в отработанных газах.
Экологичность солярки подразделяется на классы – от К1 до К5. ДТ Е К5 – это наименование светлого нефтепродукта, расшифровывается как «дизельное топливо межсезонное, соответствующее экологическому классу К5». В классификаторе ОКПД 2 российское межсезонное дизельное топливо группируется по классам от К2 до К5.
В России уже не первый год запрещено производить, реализовывать и использовать горючее ниже экологического класса К5.
Основная характеристика К5 – это требования к содержанию серы, которое было урезано до 10 мг/кг. Сера входит в состав дизельной фракции и придает горючему отличные смазывающие свойства, но недостатки перевешивают достоинства – слишком большая концентрация серного компонента приводит к коррозии металлов, уничтожает сажевый фильтр, снижает эффективность моторного масла и сильно загрязняет окружающий воздух.
Евро-5 – это стандарт, разработанный для европейский стран, который является ориентиром для дизельных составов и в России. Евро-5 – определяющий эталон при выпуске всех иностранных грузовых автомобилей новых моделей (которые питаются преимущественно двигателей), а также легковушек для розничной реализации. Действителен для всех типов солярки – от летней до арктической.
Согласно эталону, межсезонный дизель должен обладать следующими химико-техническими параметрами:
- цетановое число от 51 до 55 пунктов;
- температура вспышки вещества в рабочей камере равна +55 градусам;
- плотность состава от 820 кг/м3 до 845 кг/м3;
- максимальный объем ароматических углеводородов – не более 8%;
- норма выброса оксида углерода – 0,500 г/км;
- норма выброса оксида азота – 0,180 г/км;
- норма выброса оксидов азота и углеводородов совместно – 0,230 г/км;
- объем взвешенных частиц – 0,005 г/км;
- объем серы – максимум 10 мг/кг.
Стандарт Евро-6, вокруг которого не умолкают разговоры, также официально принят в РФ. Эталон срезает допустимое содержание оксида азота в пять раз, содержание остаточных углеводородных соединений фиксируется на минимальной отметке в 0,13 г/км. В Европе опасаются, что жесткий стандарт вызовет обратную реакцию – не желание заправляться экологичным топливом, а отказ из-за дизельных двигателей вследствие усложнения конструкции автомобилей, подходящих для питания данным горючим. В России, однако, проблем с реализацией дизельного топлива пока не наблюдается.