Расход горючего и его качественные характеристики во многом зависят от того, какая плотность у дизельного топлива. Значение определяет, какое количество теплоты выделяет одна единица объема солярки при сгорании. Высокая теплотворность позволяет двигателю выходить на максимальный КПД.
Плотность дизельного топлива
В физике плотность – это соотношение массы вещества и объема, который он занимает. Очевидно, что один и тот же объем разных жидкостей будет иметь разную массу, а значит, будет отличаться и плотность. Поэтому разные типы горючего имеют собственные значения плотности, которые фиксируются в лабораторных условиях и представлены в виде справочной информации.
Также выделяют удельную плотность топлива – это соотношение массы жидкого вещества и массы воды; оба вещества принимаются для расчетов с равным объемом.
Практическое удобство исследований определяет, в чем измеряется плотность. Это могут быть кг/м3 или г/см3 – в зависимости от того, о каких объемах идет речь. Если мы говорим об оптовом отпуске нефтепродуктов, то корректнее использовать показатель в кг/м3.
Плотность солярки тестируется в условиях эксперимента в специальных оснащенных для проведения испытаний помещениях. Исследования протекают при 20 градусах, реже – при 15 градусах тепла. Полученные сведения выступают базисом для определения плотности дизтоплива в различных ситуациях – при транспортировке от НПЗ, при приемке на АЗС, при других видах реализации массовых объемов горючего. Исследовательский метод регламентируется ГОСТ.
Чтобы определить текущую плотность, которую имеет солярка, следует применить понижающие или повышающие коэффициенты к справочным табличным данным по плотности ДТ при условии температуры +20 градусов. Во внимание берется номинальная температура смеси, далее происходят вычисления с учетом каждого градуса, отклоняющегося от фиксированного значения. Любой техник или оператор, имеющий дело с топливом, умеет проводить такие подсчеты.
Самостоятельно высчитать, какая плотность у дизельного топлива, может и любой автолюбитель. Для этого существует прибор ареометр для замера плотности прямо на месте. Принцип действия аппарата следующий:
- Для анализа выделяется небольшой объем ДТ.
- Желательно дать объему «настояться» - нужно выбрать место с невысокой влажностью, не холодное, без доступа прямых солнечных лучей. Топливо должно постоять 8-12 часов.
- После этого можно использовать ареометр – поместить прибор в жидкость так, чтобы он не касался стенок резервуара (берите высокую и достаточно широкую емкость, с ней будет удобно работать).
- Когда ареометр остановится в неподвижном положении, это самое лучшее время для снятия показаний.
- Фиксируйте значения по нижнему мениску.
- Далее воспользуйтесь таблицей для перевода значений, если тестирование проводилось не при +20 градусах.
Получается, что вместо калькулятора плотности дизельного топлива достаточно использовать табличную справочную информацию.
Таблица: Изменение плотности дизельного топлива от температуры
|
Температурные значения с шагом в +1 градус |
|||||||||||||||||||
Макс. плотность дизеля, кг/м3 |
+1 С |
+2 С |
+3 С |
+4 С |
+5 С |
+6 С |
+7 С |
+8 С |
+9 С |
+10 С |
+11 С |
+12 С |
+13 С |
+14 С |
+15 С |
+16 С |
+17 С |
+18 С |
+19 С |
+20 С |
1 |
690 |
690,9 |
691,8 |
692,7 |
693,4 |
694,6 |
695,5 |
696,4 |
697,3 |
698,2 |
699,1 |
700 |
700,9 |
701,8 |
702,7 |
703,6 |
704,5 |
705,4 |
706,3 |
707,2 |
2 |
708,1 |
709 |
709,9 |
710,8 |
711,6 |
712,5 |
713,4 |
714,3 |
715,2 |
716,1 |
716,9 |
717,6 |
718,7 |
719,6 |
720,5 |
721,4 |
722,2 |
723,1 |
724 |
724,8 |
3 |
725,7 |
726,6 |
727,4 |
728,3 |
729,2 |
730,1 |
730,9 |
731,8 |
732,6 |
733,5 |
734,3 |
735,2 |
736,1 |
736,9 |
737,8 |
738,6 |
739,5 |
740,3 |
741,2 |
742,01 |
4 |
742,9 |
743,7 |
744,5 |
745,4 |
746,2 |
747,1 |
747,9 |
748,8 |
749,6 |
750,5 |
751,3 |
752,1 |
753 |
753,8 |
754,6 |
755,5 |
756,3 |
757,1 |
757,9 |
758,8 |
5 |
759,6 |
760,4 |
761,3 |
762,1 |
762,9 |
763,7 |
764,5 |
765,3 |
766,2 |
767 |
767,8 |
768,6 |
769,4 |
770,3 |
771,1 |
771,9 |
772,7 |
773,5 |
774,3 |
775,1 |
6 |
775,9 |
776,7 |
777,5 |
778,3 |
779,1 |
779,9 |
780,7 |
781,5 |
782,3 |
783,1 |
783,9 |
784,7 |
785,5 |
786,3 |
787 |
787,8 |
788,6 |
789,4 |
790,2 |
791 |
7 |
791,8 |
792,5 |
793,3 |
794,1 |
794,9 |
795,7 |
796,4 |
797,2 |
798 |
798,8 |
799,5 |
800,3 |
801,1 |
801,9 |
802,6 |
803,4 |
804,2 |
804,9 |
805,7 |
806,4 |
8 |
807,2 |
808 |
808,7 |
809,5 |
810,3 |
811 |
811,8 |
812,5 |
813,3 |
814 |
814,8 |
815,5 |
816,3 |
817 |
817,8 |
818,5 |
819,3 |
820 |
820,8 |
821,5 |
9 |
822,3 |
823 |
823,7 |
824,5 |
825,4 |
826 |
826,7 |
827,4 |
828,2 |
828,9 |
829,6 |
830,4 |
831,1 |
831,8 |
832,6 |
833,3 |
834 |
834,7 |
835,5 |
836,2 |
10 |
836,9 |
837,6 |
838,4 |
839,1 |
839,8 |
840,5 |
841,2 |
841,9 |
842,7 |
843,4 |
844,1 |
844,8 |
845,5 |
846,2 |
846,9 |
847,6 |
848,3 |
849,1 |
849,8 |
850,5 |
11 |
851,2 |
851,9 |
852,6 |
853,3 |
854 |
854,7 |
855,4 |
856,1 |
856,8 |
857,5 |
858,2 |
858,9 |
859,6 |
860,3 |
861 |
861,6 |
862,3 |
863 |
863,7 |
864,4 |
12 |
865,1 |
865,8 |
866,6 |
867,1 |
867,8 |
868,5 |
869,2 |
869,9 |
870,5 |
871,2 |
871,9 |
872,6 |
873,2 |
873,9 |
874,6 |
875,3 |
875,9 |
876,6 |
877,3 |
877,9 |
13 |
878,6 |
879,3 |
880 |
880,6 |
881,3 |
881,9 |
882,6 |
883,3 |
883,9 |
884,6 |
885,2 |
885,9 |
886,6 |
887,2 |
887,9 |
888,5 |
889,2 |
889,9 |
890,5 |
891,1 |
14 |
891,8 |
892,5 |
893,1 |
893,8 |
894,4 |
895 |
895,7 |
896,3 |
897 |
897,6 |
898,3 |
898,9 |
899,6 |
900,2 |
900,9 |
901,5 |
902,1 |
902,8 |
903,6 |
904 |
15 |
904,7 |
905,3 |
905,9 |
906,6 |
907,2 |
907,9 |
908,4 |
909,1 |
909,7 |
910,3 |
911 |
911,6 |
912,2 |
912,8 |
913,4 |
914,1 |
914,7 |
915,3 |
915,9 |
916,5 |
16 |
917,2 |
917,8 |
918,4 |
919 |
919,6 |
920,3 |
920,9 |
921,5 |
922,1 |
922,7 |
923,3 |
923,9 |
924,5 |
925,1 |
925,7 |
926,3 |
926,9 РазделыЛучшие статьи |