Зависимость от температурного режима – отличительная черта дизтоплива. Химический состав вещества обуславливает старт изменений в кристаллической решетке субстанции, как только температура опускается ниже нуля. Отличие зимней солярки от летней в разной степени сопротивляемости таким изменениям.
Своевременный переход на ДТ, соответствующее сезону, продлит срок службы моторного узла, позволит эксплуатировать двигатель с максимально возможным КПД и обеспечит плавное, экономичное сгорание топливной смеси в рабочей камере.
Что такое солярка?
Солярка – так автолюбители (да иногда и профессионалы) называют дизельное топливо. В народном сознании укоренилось, что дизтопливо и солярка - это синонимы, поэтому употребление второго слова не вызывает недоумения, и собеседникам сразу понятно, что речь идет именно и только о дизельном топливе.
С точки зрения науки отнесение понятий к синонимам, конечно, не совсем корректно. В химико-технологических лабораториях соляркой называют вовсе не ДТ, а соляровое масло. Разберемся подробнее.
Дизельное топливо – продукт прямой перегонки нефти, выделенные фракции, достаточно тяжелые (тяжелее, чем у бензина), содержащиеся в парах керосина и газойля. Вещество подвергается гидроочистке и обогащается цетаноповышающими присадками – так на рынке нефтепродуктов появляется дизель.
Соляровое масло – это продукт перегонки дегтя каменноугольного. Он тоже состоит из ароматических углеводородов, соединений парафинового ряда и циклических насыщенных углеводородов, однако в других, нежели у дизеля, пропорциях, а также проходит процедуру очистки щелочным компонентом. Содержит значительные примеси молекул воды, соединений азота, серы и механические частицы.
Вернемся к солярке – дизельному топливу. Поскольку пропорции углеводородов в итоговом составе разнятся, химическую формулу вещества можно определить как С12Н24 лишь условно. Отличительная черта ДТ – это высокая температура выкипания фракционного состава. Температура начальной перегонки составляет до +160 градусов, что немногим меньше температуры перегонки основного состава более легкого бензина. Перегонка основной доли вещества осуществляется при температуре +230 градусов. Дизель медленнее «прогревается», старт мотора также замедленный, для разгона требуется время, однако горючее очень экологично и экономично.
Виды солярки
Изрядная доля парафинов и нафтенов в составе (может достигать 40% и 60% соответственно) гарантируют хороший показатель цетанового числа (то есть времени, требуемого для воспламенения), но при этом делают смесь чувствительной к смене погоды.
Поэтому ДТ – это строго сезонное горючее, и виды дизтоплива определяются погодными условиями:
- летняя солярка
- зимняя солярка
- межсезонная
- арктическая
Предельные температуры использования регулируются российскими ГОСТ.
Температура замерзания летней солярки
В состав летнего ДТ входят углеводороды, имеющие высокую температуру замерзания. Это н-гексадекан и октадекан, а также арены – ксилолы, толуол, бензен. Можно сказать, что это максимально «чистый» дизель в плане изменения его структуры присадками. Углеводородные соединения обеспечивают хорошую текучесть топлива, а присадки добавляются в минимальном количестве для снижения активности образования коррозии, пены и блокирования окислительных процессов.
Температура замерзания летней солярки составляет -10 градусов, при -5 градусах жидкость практически потеряет необходимую для прохождения магистралей вязкость. Поэтому не рекомендуется заливать в топливный бак летнюю солярку при любой температуре ниже нуля, и неважно, до скольки градусов не замерзает летняя солярка по лабораторным исследованиям.
Чем отличается зимняя солярка от летней
Парафины, во множестве содержащиеся в летней солярке и любом сорте дизеля, при минусовых температурах «концентрируются», выпадают в кристаллы, слипаются и в конечном итоге вся жидкость теряет текучесть. Способность противостоять сгущению - солярка летняя и зимняя в чем разница и заключается. У зимнего ДТ состав обогащен специальными компонентами для предотвращения процесса парафинизации и разрушения образующихся кристаллов.
Чтобы выпустить зимний дизель, в жидкость на этапе производства добавляют депрессорно-диспергирующие присадки или антигели. Их свойства:
- снижают номинальную температуру замерзания (застывания в случае с дизелем) состава до -30 градусов;
- снижают возможную температуру фильтруемости до -25…-27 градусов; этот показатель влияет на бесперебойную работу системы впрыска и прохождение горючего через фильтры; чем ниже температура фильтруемости, тем «проще» работать топливному насосу.
Таким образом, зафиксированная в ГОСТ 305-82 температура застывания зимнего дизеля составляет -35 градусов, однако использовать жидкость целесообразно максимум до -27…-30 градусов.
Температура не единственное, чем отличается зимняя солярка от летней. У первой ниже показатель плотности и составляет 840 кг/м3 против 860 кг/м3 у летней, также зимнее ДТ содержит меньше серного компонента.
Можно ли смешивать летнюю и зимнюю солярку
Составы двух видов дизтоплива близки и, казалось бы, на первый взгляд нет препятствий для смешивания летней и зимней солярки. Однако имеет большое значение, для каких целей и в какой время года осуществляется действие.
- Мешать летнюю солярку с зимней в холодное время года для повышения сопротивляемости морозам бессмысленно. Парафины летнего ДТ не приобретут от этого более текучие свойства, и как только температура упадет, сразу образуют кристаллы, которые забьют фильтры и выведут из строя топливную систему. Тем более не стоит так делать, если в баке уже содержится неиспользованный летний дизель – это катализирует образование конденсата и, следовательно, коррозии. Лучше добавить в жидкость антигель и позволить ей полностью прогореть, а затем заправиться межсезонным или зимним дизтопливом.
- Не стоит – ответ на вопрос, можно ли смешивать летнюю и зимнюю солярку летом. Автолюбители могут подумать, что зимний дизель с меньшим содержанием серы не нанесет мотору вреда в теплое время года – однако попадание смешанного состава в рабочую камеру снизит КПД двигателя, увеличит токсичность отработанных газов и стоимость каждой заправки.
В недели, когда погода вроде не совсем холодная, но и недостаточно теплая для заливки летнего ДТ, оптимально заправляться межсезонным дизелем.
Как из летней солярки сделать зимнюю
И чтобы при этом не нанести вреда моторному узлу транспортного средства?
Раньше в дизель добавляли керосин (до 20% объема), а теперь существуют антигели – специальные морозостойкие присадки. Можно увеличить эффект, оборудовав ТС небольшим аппаратом, обогревающим находящееся в баке горючее. Однако летний дизель с розничным антигелем по эксплуатационным свойствам все равно не будет равен полноценной зимней солярке.
Самый затратный способ, как из летней солярки сделать зимнюю, это разбавить летний состав дорогостоящим биодизелем. Достаточно влить 10% от объема, чтобы жидкость не застывала при температуре до -25 градусов. Кстати, антигели также рекомендуется добавлять при температуре до -20 градусов.
Что делать, если дизельное топливо замерзло
Тест на мороз – самый показательный метод, как как отличить летнее ДТ и зимнее дизтопливо. Можно поместить небольшой объем исследуемой жидкости в холодильник и наутро проверить результат, а на АЗС капнуть немного вещества на охлажденную монету и следить за мгновенной химической реакцией.
Если зимнее дизельное топливо замерзло даже при небольшом снижении температуры на улице, значит, оно некачественное. Также бывает, что резкое наступление холодов сгущает летнюю солярку в топливном баке. Тогда необходимо предварительно прогреть отсек при помощи мобильных отопительных приборов, желательно до температуры +20…+25 градусов, а затем добавить в жидкость присадку – антигель. Причем последняя должна обладать диспергирующими свойствами – то есть разрушать (видоизменять) уже образовавшиеся кристаллы. Оставшееся в баке горючее нужно будет использовать до конца, а затем залить новое по сезону.