Жидкость, получаемая в процессе перегонки и ректификации нефтяной базы, либо как результат каталитического крекинга или риформинга нефти, еще не является бензином. Чтобы придать составу необходимые эксплуатационные свойства, он обогащается комплексом присадок. Какие присадки добавляют в бензин определяет качество марки горючего.
Поддерживать высокое качество топливной жидкости можно и самостоятельно – на массовом рынке велико предложение от различных марок, гарантирующих сохранение и улучшение конкретных параметров горючего.
Бензин с присадками на заправках: что это
Любые АЗС реализуют топливо, в котором уже есть топливные присадки для бензина. Первые добавочные компоненты попадают в состав еще на НПЗ – дело в том, что вывести высокооктановый бензин из нефтяных фракций невозможно, поэтому перед выпуском для продажи бензины обогащаются октаноповышающими присадками. Сама маркировка горючего прямо указывает, что для получения октановых чисел 92, 95, 98 и 100 (АИ-92, АИ-95, АИ-98 и АИ-100) в субстанцию введены присадки, причем чем выше значение, тем более дорогая и эффективная присадка использована.
Производители для поднятия октанового числа предпочитают добавлять метилтретбутиловый эфир, простой эфир, обладающий хорошими антидетонационными свойствами. Другая присадка – монометиланилин – добавляется в смесь в доле до 1,3% от общего объема, однако из-за повышенной токсичности присадка не используется в ряде стран.
Присадки – оксигенаты для увеличения ОЧ на основе низших спиртов также способствуют снижению выбросов угарного газа и минимизируют объем несгоревших углеводородных соединений в выхлопе.
Премиальное топливо, а также горючее класса ЕВРО содержит в составе и другие присадки – как правило, это очищающие и моющие компоненты улучшенного типа, произведенные на собственных НПЗ.
Присадка в бензин для очистки топливной системы
Достаточно обширная категория присадок в бензин. Выпускаются как комплексные вещества, назначение которых – очистить топливную систему и вывести отложения из рабочего механизма, так и субстанции с более узкоспециализированной задачей, например, чистка отдельных узлов транспортного средства.
Для начала разберемся, что происходит в конструкции моторного узла автомобиля при сгорании топлива. Со временем появляются:
- нагар на клапанах;
- отложения на цилиндро-поршневой группе;
- засорение форсунок.
Перечисленные процессы происходят активнее, если используется топливо низкого качества, либо не подходящее данному транспортному средству.
Результатом роста отложений может стать:
- падение мощности двигателя;
- проблемы с запуском транспортного средства;
- неравномерное сгорание топливной смеси;
- засорение системы впрыска;
- преждевременный износ и ремонт деталей.
Избежать осложнений поможет выбор бензина, обогащенного очищающими компонентами, либо самостоятельное добавление присадки в горючее.
За растворение уже образованных наслоений на поверхностях механизмов отвечают моющие присадки. Они деликатно «чистят» поверхности от нагара прямо во время движения авто, растворяя соединения и выводя их через систему выхлопа. Реагенты, входящие в состав вещества, удаляют из горючего молекулы воды. Присадки могут использоваться для чистки самого ДВС.
Такие составы также называют очистителями, они используются для комплексного поддержания чистоты моторных узлов и обеспечивают защиту от коррозии. Существуют и специальные присадки для бензина, очищающие топливную систему. Их задача – обеспечить прохождение горючей жидкости через чистые топливные патрубки, восстановить системы впрыска, увеличить скорость запуска мотора. Растворяя уже образовавшиеся отложения, добавка препятствует оседанию новых, способствуя эффективной работе системы впрыска.
Присадка в бензин для очистки форсунок инжектора – компонент, который можно добавить конкретно для чистки системы распыления топлива. Способствует восстановлению факела, облегчает запуск ДВС в холодное время года, позволяет сбалансировать впрыск и уменьшить расход горючего.
Другие специальные присадки для бензина:
- очиститель инжекторов
- очиститель карбюратора
- очиститель клапанов
- очиститель камеры сгорания
- присадки для двигателя, восстанавливающие задиры (обеспечивает уплотнение, восстанавливает давление, улучшает состояние цилиндров)
- добавки для раскоксовки поршневых колец (для ДВС с вертикальным и наклонным расположением цилиндров, устраняет коксовый нагар, снижает расход масла)
- очистители маслосъемных колец, дополнительно устраняют залегания кольцевых элементов
Присадка для повышения октанового числа бензина
Октан – корректоры – так называются в розничной продаже присадки для бензина, повышающие октановое число.
Позволяют поднять октановое число в среднем на 5 единиц, гарантированно поднимут показатель на 1-2 единицы. Может использоваться также как стабилизатор эксплуатационных свойств бензина – сохранять плавное горение вещества в рабочей камере. В добавочной смеси присутствует высокий процент алифатических соединений, а также арены и соединения R – Me.
Плюсы добавки – повышают стойкость бензиновой смеси к самодетонации.
Минусы – способствуют износу уплотнителей топливной системы, снижают КПД мотора. Такие присадки негативно влияют на катализатор.
Как правило, октан-корректоры также обогащены добавками, препятствующими образованию нагара, но это не основная функция присадки, поэтому рассчитывать на мощный очистительный эффект не стоит.
Добавлять вещество нужно из расчета одна бутылочка (300-330 мл) в среднем на 50 литров бензина неэтилированного.
Присадка для удаления воды из бензобака
Удалитель влаги, осушитель, нейтрализатор влаги, вытеснитель воды – это все одна и та же присадка в бензин от воды.
Молекулы воды образуются в горючем в процессе выделения конденсата в топливном баке. Сначала в отсек попадает воздух, затем происходит похолодание – и в баке уже появилась вода. Появляется H2O и вследствие длительного простоя ТС. Имея плотность больше, чем плотность бензина, вода опускается вниз, где образует коррозию. Затем ржавчина попадает в бензин и проходит далее по всей топливной системе – и это может быть опасно для двигателя.
Нейтрализатор воды растворяет молекулы и обеспечивает их выход из топливной системы. Дополнительные компоненты обладают защитным эффектом, предотвращая образование коррозии и льда. Рекомендуется использовать для профилактики 3 раза за холодное время года.
Многофункциональные присадки
Многофункциональный присадки обладают сбалансированным набором соединений, решающим сразу несколько задач. В состав вещества входят:
- очищающие компоненты
- антикоррозийные модификаторы
- компоненты для увеличения стойкости к детонации
- снижение трения контактирующих деталей и шума ДВС
Отзывы разнятся – одни автолюбители считают, что такая присадка избавляет сразу от нескольких проблем, другие сомневаются, стоит ли заливать одну комплексную вместо 2-3 специализированных. Обоим сторонам следует помнить, что уже изношенная деталь не подлежит восстановлению через присадки, а требует замены.
Для улучшения качества топливной смеси целесообразно выбирать многофункциональные добавки, прошедшие стендовые испытания. Как правило, топ производителей автохимии отвечают за свою продукцию – рассмотрим две многофункциональные присадки, популярные в России. Важно, чтобы в составе продукта не было твердых частиц.
Также нужно учитывать, что залитая в холодное время года добавочная жидкость в условиях простоя машины может повести себя непредсказуемо – пока мотор не прогрет, могут возникать нежелательные химические реакции. Поэтому лучше добавлять присадку непосредственно перед поездкой или во время заправки.
Лавр (Lavr)
Бренд Лавр (Lavr) предлагает комплексную присадку для очищения системы топливоподачи, которую также можно использовать как профилактику каждые 15 – 30 тысяч км пробега. Демонстрирует эффективность даже в городской среде передвижения, с короткими по протяженности поездками. Мягко растворяет и выводит отложения из системы, смазывая узлы, работающие в условиях экстремальных температур.
Вещество содержит катализатор горения, стабилизирующий расход бензина на низких показателях.
Liqui Moly (Ликви Молли)
Выпускает многофункциональные присадки для бензиновых и гибридных двигателей.
Присадка Liqui Moly (Ликви Молли) используется в расчете бутылка в один литр на 400 км пробега, может быть добавлена в бак сразу при заправке, не требует дополнительного смешивания с горючим. Обеспечивает весь комплекс работ: антикоррозийное действие, уплотнение, разрушение отложений.