Топливный фильтр – элемент системы подачи горючего в рабочую камеру, назначение которого – очистка бензина или дизеля от механических примесей.
Представляет собой небольшой цилиндрический объект, снабженный фильтром грубой или тонкой очистки.
Несмотря на свои компактные размеры, топливный фильтр – едва ли не самый важный компонент системы забора горючего. Если фильтр забит или не исправен, машина в лучшем случае просто не заведется, а в худшем поступившее в моторный узел плохо профильтрованное топливо негативно отразиться на состоянии двигателя.
Признаки неисправности топливного фильтра
Корпус предмета изготавливается из металла (алюминия) либо из полимеров. Металлические фильтры подходят для установки на машины с инжекторной системой впрыска, пластиковые прозрачные – для карбюраторов. Выбор фильтра зависит не от модели машины, а от предустановленной техники забора топлива. Например, в продаже имелись разные исполнения одной и той же модели ВАЗ – как с карбюратором, так и с инжектором (ВАЗ 2107).
Для транспортных средств, оснащенных бензиновым двигателем, также выпускают топливные фильтры без внешних стенок – в виде картриджа.
Для автомашин с дизельным моторным узлом производятся элементы, дополнительно снабженные отсеком для сбора воды.
В процессе транспортировки и хранения на АЗС в горючее могут попасть грязь, пыль, песок, механические примеси. В отсеке транспортного средства, где находится горючее, могут образовываться конденсат, вода и как следствие – ржавчина. Все эти вещества попадают непосредственно в бензин или дизель, вызывая разрушительные для нефтепродуктов химические реакции.
Задача топливного фильтра – провести очистку горючего. Осуществляется это в несколько этапов:
- Грубая очистка происходит перед попаданием бензина или ДТ из топливного бака в насос. Фильтр, расположенный в отсеке для горючего, как правило, имеет форму сетки. Она отсеивает крупные частицы. Сюда же монтируются индикаторы загрязнения топливных фильтров – небольшие приборы, которые можно установить для мониторинга силы сопротивления всасыванию и обнаружения необходимости замены элемента.
- Далее начинается тонкая очистка нефтепродукта. Здесь отсеиваются мелкие частицы, и в камеру сгорания попадает «чистое» топливо без примесей.
Как любой расходный элемент, топливному фильтру нужна своевременная замена. Если засорен топливный фильтр, об этом может сигнализировать:
- Резкое увеличение расхода горючего.
- Явное снижение мощности моторного узла.
- Двигатель автотранспорта может просто заглохнуть или не завестись, даже в теплое время года.
- Автомобиль сложно «разогнать», на низких оборотах снижается тяга.
- При движении вверх по склону движение ТС осуществляется рывками.
Электронным индикатором поломки является сигнал Check Engine. Датчик передает саму информацию о наличии неисправности в системе подачи горючего, и очень вероятно, что фильтр необходимо заменить.
Загрязнение топливного фильтра
Загрязнение фильтра для топлива может оказать негативное воздействие на механизмы транспортного средства. Засор не позволяет горючему, даже обладающему подходящей вязкостью, беспрепятственно проходить через фильтровой элемент. Из-за снижения пропускной способности снижается давление в системе подачи топливной смеси – как следствие мощность двигателя заметно падает.
Разрушению подвергается и вся цилиндро-поршневая группа. Попадание в пространство агрегата примесей вместе с горючим приводит к повреждениям моторного узла, ремонт которого стоит очень дорого.
Инжекторы, лямбда-зонды, форсунки, свечи зажигания – все детали начинают испытывать повышенные нагрузки и быстро выходят из строя.
Некачественное горючее – основная причина, почему топливный фильтр может оказаться засоренным. Топливо, которое не соответствует требуемым для марки автомобиля характеристикам (цетановое или октановое число, процентное содержание серы и механических компонентов, объем присадок), быстро нарушает стабильную работу фильтра.
Попадание пыли, грязи и механических объектов в объем горючего может происходить из-за:
- нарушения техники транспортировки и хранения светлых нефтепродуктов;
- несоблюдение требований по промывке цистерн и других резервуаров для легковоспламеняемых жидкостей;
- частые контакты топлива с кислородом и металлом, в частности – попадание кислорода в бензиновую смесь.
Заливка летнего дизеля зимой – одна из частых причин забивки фильтрующего элемента. Склонный к парафинизации летний дизель при опущении температуры ниже нуля быстро превращается в желе, забивая фильтры и препятствуя прохождению горючего в рабочую камеру. От попадания кристаллов парафина внутрь автомобильного механизма страдает вся топливная система. Вероятность загрязнения топливного фильтра выше в зимний период как для дизельного, так и для бензинового горючего.
Очистка топливного фильтра
Забитый фильтр может быть очищен самим владельцем автомобиля, только если он уверен, что все сделает правильно. Услуга оказывается сервисными центрами, и возможно, иногда лучше доверить свою любимую машину профессионалам.
Для самостоятельной очистки требуется соблюдение последовательности процесса. Самое опасное – это отключение насосного агрегата. Ведь если он электрический, то можно спровоцировать возникновение огня. Поэтому у электрического ТН перед проведением работ обязательно нужно отключить аккумулятор.
У механического насоса требуется освободить шланг от хомутов и далее произвести втягивание шланга для слива остаточного горючего в любую безопасную тару.
Первое, что нужно сделать, когда вы добрались до топливного фильтра – аккуратно протереть его мягкой ветошью. Мелкие механические частица удаляются с помощью продувания – для этой операции подойдет насос для подкачки шин. Далее воспользоваться растворителем для промывки фильтрующего компонента – для этого выпускаются специальные составы.
На что обратить внимание:
- для машин с механическим насосом – хомуты необходимо затягивать плотно, как они были;
- если уплотнители истерлись – они подлежат замене;
- фильтр должен быть полностью просушен перед обратным монтажом;
- работы можно осуществлять только используя СИЗ.
Если речь идет об очистке топливного фильтра при замерзании в баке дизеля, то нужно использовать специальные размораживатели – они также имеются в продаже.
Замена топливного фильтра
Для контроля состояния фильтра в топливной системе можно установить в конструкцию авто датчик загрязнения топливного фильтра. Если элемент засорен сильно, в него попала загустевшее топливо или он имеет визуальные повреждения – он подлежит замене.
В идеальных условиях замена детали производится:
- для бензиновых двигателей – каждые 30-40 тысяч км езды;
- для дизельных двигателей – каждые 15 тысяч км пробега.
Большое значение имеет частота эксплуатации автомобиля и качество заливаемого горючего – фильтра может хватить как на два года, так и на три месяца.
Осуществить замену фильтрующего элемента можно самостоятельно.