Бензин – легковоспламеняемая фракция нефти, получаемая вследствие термической переработки полезного ископаемого. По своему химическому составу бензин – это смесь легких углеводородов, который и обеспечивают субстанции быструю воспламеняемость, активное и стабильное горение.
Получение бензина из ненефтяного вещества – то есть выработка из материалов другого происхождения жидкости, по своим химическим и техническим свойствам аналогичной бензину – осуществлялось в течение XX века и продолжается и сейчас в качестве меры удешевения топлива для транспортных средств и других нужд.
Синтетический бензин
В качестве альтернативного источника для бензина предлагается использовать природный газ и уголь.
Благодаря установке Фишера – Тропша оказалось возможным перерабатывать бурый уголь, образованный из торфа и лигнита, имеющий низкие эксплуатационные свойства в качественное бензиновое топливо для летательных аппаратов. Именно к этому процессу модификации прибегала Германия во время Второй мировой войны.
Во время поднятия нефтяных пластов и вывода черного золота на поверхность выделяется огромное количество природного газа и попутного газа – газообразная смесь углеводородных соединений. Среди предложений – создание из находящихся у месторождений объемов вещества жидкий субстрат прямо на месте добычи. Модифицирующим этапом предлагается определить выделение атомного спирта метанола. Удобство метода – в простых требованиях к необходимому оборудованию, сложность – в энергии, которая необходима, чтобы весь процесс заработал.
Таким образом, дальнейшее развитие вариантов выделения синтетического бензина сталкивается с двумя проблемами: недостаток качественного замещающего сырья (уголь) и большие энергозатраты (природный газ), которые делают синтетический бензин такого типа конкурентно непригодным на топливном рынке из-за высокой стоимости.
Получение синтетического бензина
Установка Фишера – Тропша позволяет преобразовать соединения водорода и окиси углерода в жидкую форму посредством подключения катализатора при атмосферном давлении.
В основе активирующих добавок – Cobaltum и Ferrum, а базовым материалом могут выступать метан, бурый или каменный уголь. Меняя соотношение молекул H2 и CO, возможно получать жидкие субстанции и твердые вещества из газообразного источника, не являющиеся в строгом смысле бензиновой фракцией, но максимально ей соответствующей.
Центральная смесь процедуры – так называемый «синтез-газ». Если в качестве сырья представлен уголь, проводится его органическая газификация, если метан – каталитическая конверсия с участием металла.
Современная вариация переработки метана способом Фишера – Тропша – обработка биосырья путем изменения химической структуры термическим воздействием, а также сбор и дальнейшая конверсия газа, выделяемого биоразлагаемыми отходами.
Кто изобрел синтетический бензин
Изобретатель синтетического бензина Франц Фишер смог получить жидкое вещество из соединения угарного газа и водорода совместно с другим исследователем Хансом Тропшем в 1920-х годах в Германии. Почти сразу же была изобретена установка для преобразования газов в жидкие углеводороды, в которой впервые использовались катализаторы, чего не было в изначальных опытах. Синтетический бензин третьего рейха, произведенный данными агрегатами, использовался для удовлетворения запросов на топливо для военной авиации в период Второй мировой войны. Германия, будучи не в состоянии производить жидкое топливо из нефти из-за отсутствия достаточного объема второй на её территории, была вынуждена использовать низкокачественный уголь.
К середине XX века установки Фишера – Тропша были внедрены также в США, Китае, ЮАР и Японии. Снижение интереса к альтернативному горючему обусловлено открытием новых месторождений черного золота – необходимость срочно искать замену нефти отпала.
В конце XX века вновь намечается тенденция поиска альтернативы жидкому черному топливу – но теперь не из-за ограниченного его количества, а для увеличения экологичности топливного рынка, снижения себестоимости продукции и исследования новых технических возможностей, образовавшихся одновременно с модернизацией устаревшего оборудования.
Кто изобрел синтетический бензин в России
Егор Иванович Орлов – отечественный химик-технолог, которому одному из первых в мире удалось осуществить синтез соединений водорода и угарного газа, используя олефины (опыт Орлова основывался на этилене). Это произошло еще в самом начале XX века, однако создатель синтетического бензина в России – Николай Дмитриевич Зелинский. Среди заслуг этого ученого – разработка активированного угля и первый в истории надежный противогаз.
К концу 1910-х годов в СССР появилась первая в мире схема получения бензина путем разложения фракции солярового масла с участием хлорида алюминия и других неорганических соединений. Разработка тут же нашла промышленную реализацию, а Зелинский тем временем смог добиться каталитической модификации непредельного углеводорода ацетилена в бензен с участием созданного им же активированного угля.
Фактически, ученый и его команда смогли обеспечить непрерывность цикла нефтеобработки, добившись получения бензина из тяжелых остаточных фракций.
В современной России исследования по получению синтетического бензина ориентированы на производство топлива непосредственно на месторождениях газа через трансформационный этап получения метоксиметана. Успешность процесса обеспечивается увеличением в смеси объема оксида углерода. В итоге формируется новое синтез-вещество с отличными характеристиками воспламенения и горения (кислорода требуется меньше, сохраняется легкий запуск мотора в холод), соответствующее жестким регламентам европейского экологического класса.