Дизельное топливо – продукт нефтепереработки, который используется в качестве горючего для автомобилей, оснащенных дизельным двигателем. Поскольку такой мотор достаточно тяжелый, чаще всего дизелем заправляются грузовые машины различной вместимости; однако среди владельцев легковых автомобилей дизель также популярен – он отлично подходит для питания форсированных моторных узлов.
Как любой другой нефтепродукт, ДТ имеет отличительные химические и физические свойства, обусловленные составом вещества, в частности видами входящих в него углеводородных соединений. В этой статье одновременно со словом «дизель» мы, как и другие автолюбители, будем использовать слово «солярка» - и все же объясним, почему с точки зрения химии это не совсем правильно.
Солярка и дизельное топливо: одно и тоже?
С точки зрения «народной» речи, ответ на этот вопрос – да. Кому-то нравится больше называть дизелем, кому-то привычнее – соляркой, но в разговорах речь идет об одном и том же веществе.
Если же мы откроем любой химический справочник, то упоминаемые там дизельное топливо и солярка – два разных нефтепродукта. Так солярка это дизельное топливо или нет?
Прежде всего, различия субстанций обуславливаются способами обработки изначального сырья. Важнее всего, из чего делают ДТ и солярку. Дизель получается вследствие каталитического крекинга керосина и газойля. Солярка – производное дистилляции тяжелых нефтяных фракций (мазута, дизеля), дополнительно обработанное щелочным компонентом. Из солярки удаляются все полимеры во время выпаривания.
Характерный внешний вид солярки и ее текучесть напоминают масляное вещество, поэтому солярку также называют «соляровое масло». Вещество не может служить питанием для двигателей внутреннего сгорания автомашин, но является горючим для сельскохозяйственной техники и судов небольшого масштаба. Состав востребован как смазочный и уплотнительный компонент в кожевенной отрасли промышленности и в металлообработке.
Нагляднее всего представить разницу между дизелем и соляровым маслом в виде таблицы.
Таблица 1. Технические, эксплуатационные и химические характеристики дизтоплива и солярки
Характеристика |
Единица измерения |
Дизтопливо |
Солярка (соляровое масло) |
Вязкость |
мм2/с |
От 2 до 4 |
От 5 до 9 |
Плотность |
г/см3 |
От 0,840 до 0,860 |
Более 0,890 |
Цетановое число |
- |
От 40 до 55 |
От 40 до 55 |
Температура замерзания (застывания) |
градусов Цельсия, C |
-10 летнее ДТ -20 межсезонное ДТ -35 зимнее ДТ -55 арктическое ДТ |
До -20 |
Температура кипения 90% фракций |
градусов Цельсия, C |
+200 (максимум) |
+400 (максимум) |
Объем серы |
% |
До 0,2 |
До 0,2 |
Температура вспышки |
градусов Цельсия, C |
До +60 – летнее ДТ До +40 – зимнее ДТ До +35 – арктическое ДТ |
+125 в условиях открытого тигля |
Запах и цвет |
|
Цвет меняется от марки ДТ от желтого с зеленым оттенков к темно-желтому; запах сладковатый |
Похоже на подсолнечное масло, имеет выраженный запах |
Почему дизель называют соляркой, если это два разных вещества? Это речевая привычка и не более, но для удобства чтения мы будем ей следовать.
Виды солярки
Дизель – более зависимое от температуры топливо, чем бензин. Стойкость к застыванию – параметр, по которому классифицируются типы солярки:
- Летняя;
- Зимняя;
- Межсезонная;
- Арктическая.
В чем разница между ними? В условиях, при которых в жидкости начнет сгущение парафин. А значит, отличается и химический состав субстанций – их модифицируют на нефтяных заводах, регулируя степень очистки и варьируя комплексы присадок.
- Летний дизель имеет температуру застывания -10 градусов, это значит, что использовать состав рекомендуется, когда на улице температура выше нуля.
- Межсезонное ДТ полностью застывает -20, значит сохранит фильтруемость максимум до -10 градусов окружающей среды.
- Зимнее ДТ замерзает (застывает) при -35, его можно заливать в бак транспортного средства строго до -25 градусов.
- Арктическое дизтопливо самое морозоустойчивое, застывает в -55 градусов, в зависимости от состава присадок сохраняет оптимальную вязкость при -45…-50 градусах.
Можно ли на зимней солярке ездить летом
Если относительно использования летней солярки зимой все понятно, то можно ли использовать зимнюю солярку летом?
Действительно, зимнее ДТ не застынет в баке или проходя через топливные магистрали, а значит, оно безопасно в плане образования топливных пробок и не создает повышенную нагрузку на сам двигатель. Но есть и нюансы:
- Использование зимней солярки летом неэкологично – выхлоп будет содержать больше токсичных веществ, так как в зимнем ДТ повышена концентрация меркаптанов. Данные сернистые аналоги спиртов также имеют свойство оседать на поверхностях деталей автомобильного механизма.
- Зимнее дизтопливо не такое плотное, как летнее. Значит, один и тот же объем зимнего ДТ выделяет меньше энергии, чем летнее ДТ. В результате двигатель теряет КПД, а расход горючего идет вверх.
- Это просто финансово нецелесообразно – зимний дизель стоит дороже.
Можно ли смешивать летнюю и зимнюю солярку
На первый взгляд все выглядит отлично – добавил в летнюю солярку зимней, и теперь она не замерзнет при наступлении холодов. Однако химия работает не так.
Смешение двух типов горючего не приведет к изменению структуры летнего ДТ – он все также будет быстро парафинизироваться. Первый признак – машина не запускается как должна быстро. Если ехать на таком авто, то в поездке возможны образования засоров в топливной системе.
Далее, летний дизель содержит больше серы, а смешение с серным компонентом негативно влияет на качество горения зимнего ДТ.
Наконец, смешением зимней и летней солярки можно добиться активного образования конденсата в топливном баке, а это частая причина выхода из строя топливного насоса высокого давления.
Как отличить солярку от бензина
Солярка не создана для питания бензиновых двигателей – топливо не совместимо с таким агрегатом. Справедливо и обратное – если бензин каким-то образом попадет в бак дизельного авто, то резко упадет воспламеняемость смеси и увеличится износ мотора – он не сможет работать нормально и будет всячески об этом сигнализировать.
Дело в том, что бензин и дизель делаются из разных фракций нефти – первый из легких, второй – из тяжелых. Бензин выделяется из базового сырья прямой перегонкой, каталитическим крекингом или риформингом. Дизель образуется вследствие атмосферно-вакуумной перегонки и далее подвергается гидроочистке.
Бензин легко воспламеняем и сохраняет стабильную вязкость при экстремально низких температурах. Дизель же выдерживает большие давления в камере сгорания.
Субстанции можно отличить внешне и по запаху.
Бензин легко текучая жидкость с характерным резким запахом. Цвет светло-желтый. Быстро воспламеняется от любой искры.
Дизель имеет сгущенный желтый цвет, выглядит темнее, чем нерафинированное подсолнечное масло. Внешне похож на масло, текучесть меньше. Запах также маслянистый, сладкий, некоторые автолюбители даже утверждают – приятный.
Чем отличается керосин от солярки
Во время обработки нефтяное сырье разделяется на фракции, имеющие различные температуры кипения. Чем выше значение, при котором выделяется фракция, тем она тяжелее. Керосиново-газойлевая фракция выделяется при температуре от +250 градусов.
Дизель получают из керосино-гайзойлевых фракций путем дальнейшей перегонки вещества, поэтому он состоит из более тяжелых углеводородных соединений. Он содержит больше примесей, в частности серы.
Керосин обладает повышенной испаряемостью по сравнению с дизелем – быстрее испаряется только бензин. Последний имеет минусовую температуру вспышки, керосин – от +23 до +60 градусов, дизель – от +30 / +40 (в зависимости от сорта) и от +62 для топлива, питающего судна и турбины с газовой подачей.
В рабочей камере автомобиля температура горения дизеля составляет +1100 градусов, керосин горит при температуре вещества +800 градусов.
Преимущество керосина – в меньшей вязкости. Поскольку он состоит из чуть более легких химических соединений, не склонен к парафинизации, в отличие от дизеля. Поэтому его используют как реактивное горючее, а также в быту им даже разбавляют дизель в зимний период (целесообразность такого решения – тема отдельной статьи).
Сколько весит литр солярки
Литр – это единица объема, которая указывает, сколько места занимает вещество в трехмерном пространстве. Масса – это количественная характеристика вещества, выраженная в килограммах или тоннах.
Подсчет оптовых объемов дизеля может вестись как в литрах, так и в тоннах. Нередки случаи, когда отпуск нефтепродуктов происходит в одной единице, а прием – в другой.
Чтобы правильно совершить перевод значений, нужно ориентироваться на плотность солярки. Чем выше температура, тем меньше плотность – а значит, тем меньше вещества находится в условной единице объема.
Плотности дизтоплива по видам:
- летний дизель – 860 кг/м3;
- зимний дизель – 840 кг/м3;
- арктическое ДТ – 830 кг/м3.
Корректная формула для расчета выглядит так: М=p*V, где М – это искомая масса, p – плотность, V – имеющийся объем. При этом для обозначения объема мы будем использовать не литры, а м3 (в одном м3 содержится 1000 литров, значит 1 л = 0,001 м3).
Пример: рассчитаем вес литра солярки. Для этого умножаем плотность на 0,001м3:
- летнее ДТ = 860*0,001 = 0,86 кг;
- зимнее ДТ = 840*0,001 = 0,84 кг;
- арктическое ДТ = 830*0,001 = 0,83 кг.
Итак, один литр солярки весит от 0,83 до 0,86 кг при температуре +20 градусов.
Сколько литров солярки в 1 тонне
Чтобы совершить обратный перевод, необходимо также ориентироваться на плотность дизтоплива. Возьмем значения для различных типов ДТ из предыдущего расчета.
Сама формула меняется:
- вес в одну тонну обозначает М;
- плотность – p;
- умножаем между собой не массу и плотность, а массу и деление 1000 на плотность.
Итог: расчет производится по формуле V = 1 * 1000/p
Рассчитаем, сколько объема субстанции содержится в одной тонне зимней солярки.
Сначала делим 1000/840, получаем 1,19.
Умножаем 1,19 на одну тонну.
Ответ: в одной тонне зимней солярки содержится 1,19 л вещества.
Температура горения солярки
Дизельное топливо в рабочей камере мотора воспламеняется за счет большой степени сжатия. В время рабочего такта давление может составлять 30000 мбар.
Когда пары вещества разогреваются, при попадании в них источника огня происходит воспламенение. Пока жидкость горит, ее температура идет вверх. Дизтопливо в двигателе внутреннего сгорания горит при температуре +1100 градусов.
Если мы говорим об условии открытого пространства, то температура горения падает до +800 градусов. Снизить показатель до +850…+900 градусов во время рабочего цикла может интегрированная в механизм авто система отвода газов.
Температура вспышки солярки
Этот показатель характеризует минимальный предел, который необходим, чтобы пары вещества воспламенились после контакта с искрой или другим источником огня.
Солярка имеет три температуры вспышки – согласно ГОСТ, для каждого типа установлена своя величина:
- зимнее ДТ – температура вспышки +35…+40 градусов;
- летнее ДТ +40…+60 градусов;
- арктическое ДТ +30…+35 градусов.
Чем ниже температура вспышки, тем опаснее вещество и больше требований к его перевозке и хранению. Так, самым опасным классом обладает бензин; дизель относится к 4 малоопасному классу.
Отравление соляркой: симптомы
Хранение больших объемов ДТ «про запас» в личных хозяйствах и гаражах сопряжено с большой опасностью. Большие концентрации вещества выделяют токсичные элементы в воздух, и их вдыхание может привести к хроническому отравлению организма.
Хотя запах дизеля приятнее, чем аромат бензина, химически эта субстанция очень вредна. В дизеле содержатся альдегиды (некоторые из которых опаснее этанола в 80 раз), сера, угарный газ, бинарные соединения азота с кислородом и другие окислившиеся соединения.
Отравление парами дизеля характеризуется:
- кашель, затруднение дыхания, «сдавливание» грудной клетки, возможно развитие пневмонии;
- головокружение, потеря ориентации в пространстве, обморочное состояние;
- покраснение кожных покровов, появление сыпи.
Когда владелец ТС пытается создать давление своим ртом для быстрого перемещения жидкости из канистры в бак через шланг, он не задумывается, что будет если выпить солярку. А ведь дизель категорически нельзя глотать! Симптомы пищевого отравления дизтопливом:
- жжение в гортани и желудке;
- тошнота и рвота;
- диарея.
При глотании горючего необходимо как можно быстрее провести промывание желудка и принять активированный уголь. В других случаях назначается лечение антигистаминными и противокашлевыми препаратами, восполнение водно-солевого баланса организма.
Срок годности солярки
При соблюдении условий хранения дизельное топливо не теряет своих технико-эксплуатационных качеств в течение одного года. Российский ГОСТ определяет, что срок может составлять максимум 5 лет, однако уже через год в составе начнут происходить химические изменения, которые в итоге могут негативно сказаться на работе моторного узла.
Кроме того, сроки хранения еще больше сокращаются в условиях жаркого климата. При температуре свыше +30 градусов хранение ДТ возможно только в течение полугода. При стабильной температуре в +20…+25 градусов дизель не потеряет свои качества в течение года.
Производители нефтепродуктов также определяют оптимальный срок хранения для своего горючего как один год со дня покупки.
Чем более солярка «разбавлена» присадками, тем меньше ее срок хранения. Присадки могут состоять из компонентов, которые подвержены быстрому разложению, катализирует химические реакции и цинк.
Поэтому ДТ класса ЕВРО, обладая многими другими преимуществами, имеет сокращенный срок хранения в 6 месяцев.
Наличие антиморозных присадок, депрессорно-диспергирующих компонентов срок также сокращается до полугода. Арктический же дизель лучше не запасать, а использовать сразу.
Если вы решили хранить солярку, то следите, чтобы температура окружающей среды не приближалась к температуре застывания различных типов дизеля. Кроме того, изолируйте канистры от попадания прямых солнечных лучей.