Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Топливные карты для бизнеса
+7 495 149-80-90
+7 495 149-80-90
E-mail
info@liotec.ru
Адрес
115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Топливные карты
Сеть АЗС
Цена топлива
Калькулятор расхода топлива
Блог
О компании
  • Кабинет клиента
  • Карта АЗС
  • ...
    +7 495 149-80-90
    +7 495 149-80-90
    E-mail
    info@liotec.ru
    Адрес
    115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    Топливные карты
    Сеть АЗС
    Цена топлива
    Калькулятор расхода топлива
    Блог
    О компании
      Топливные карты
      Сеть АЗС
      Цена топлива
      Калькулятор расхода топлива
      Блог
      О компании
        • Топливные карты
        • Сеть АЗС
        • Цена топлива
        • Калькулятор расхода топлива
        • Блог
        • О компании
        Главная
        —
        Блог
        —Удельная теплота сгорания топлива, бензина, керосина, дизтоплива, газов, таблица

        Удельная теплота сгорания топлива, бензина, керосина, дизтоплива, газов, таблица

        Удельная теплота сгорания топлива
        86 просмотров
        Время прочтения: 8 мин.
        Содержание
        1. Удельная теплота сгорания
        2. Низшая теплота сгорания
        3. Высшая теплота сгорания
        4. Виды топлива
        5. Удельная теплота сгорания бензина
        6. Удельная теплота сгорания керосина
        7. Удельная теплота сгорания дизельного топлива
        8. Удельная теплота сгорания газов
        9. Удельная теплота сгорания: таблица


        Удельная теплота сгорания – один из параметров, который учитывается при определении качества различных видов топлива. Он показывает, сколько тепла выделится при сгорании 1 кг топлива – это может быть любое жидкое горючее (керосин, бензин, дизель и сжиженные газы), а также газообразное. Удельная теплота сгорания есть и у твердого топлива (классическое – сухая древесина). Удельная теплота сгорания топлива оказывает прямое влияние на его расход.

        Удельная теплота сгорания

        Любое вещество, сгорая, выделяет некий объем тепла. Количество тепла определяется понятием теплоты сгорания или теплотворности. Характеристика относится к процессам, в которых топливо сгорает полностью. Высчитывается количество теплоты в Дж. Удельная теплота сгорания показывает, сколько такой теплой энергии выделяется при сжигании топлива определенного объема или конкретной массы, например, одного кубометра или одного килограмма. Удельная теплота сгорания топлива рассчитывается в Дж/м3.

        Удельная теплота сгорания

        Удельная теплота сгорания

        Количество тепла при сгорании топлива является ключевым пунктом в расчетах расхода различных видов горючего на одно и то же расстояние. Чем выше теплота сгорания, т.е. чем больше один кубометр горючего выделяет тепла, тем медленнее оно будет расходоваться при прочих равных показателях. Чем выше удельная теплота сгорания, тем качественнее топливо.

        Любое горючее для транспортных средств обладает данным параметром. В том числе сжиженные газы (пропан) и находящийся в газовом состоянии под большим давлением метан.

        Удельная теплота сгорания топлива – не универсальная величина и изменяется в зависимости от процентного соотношения различных групп углеводородных соединений в составе горючего. Также значение имеет присутствие в химическом составе жидкостей или газообразного топлива зольного компонента, процент серы и влаги. От химического состава горючего зависит, какой теплотой сгорания будет обладать продукт – высшей или низшей.

        Низшая теплота сгорания

        Данный термин используется, когда в процессе сгорания молекулы водорода имеют структуру пара. При этом низшая теплота сгорания не учитывает теплотворность конденсируемого пара, то есть в результате мы получаем «чистую» теплоту сгорания вещества. Рассчитывается показатель в Дж/кг или Дж/м3.

        Низшая теплота сгорания

        Низшая теплота сгорания

        Цифровые значения низшей теплоты сгорания определены в лабораторных условиях и с тех пор являются постоянной величиной. Пример: мы имеем топливо, которое имеет кпд выделения тепла в 110%. По низшей теплоте сгорания расчеты указывают, что 100% — это полученное тепло от сжигания непосредственно объема вещества, а 10% - это тепло, выделенное конденсатом. Также около 1% могут составлять потери тепла в окружающую среду.

        Низшая теплота сгорания используется как эталонный показатель по всех расчетах относительно горючего на территории РФ. При этом учитывается, что некоторые газы могут содержать высокий процент азота или других примесей, не подверженных сгоранию. В некоторых случаях объем примесей составляет около 25% от общего объема вещества. Поэтому минимально возможная низшая теплота сгорания газов зафиксирована в ГОСТ. Цифровой показатель не должен опускаться ниже 31,8 Дж/м3.

        Высшая теплота сгорания

        Высшая теплота сгорания топлива показывает, сколько тепла выделяется при обработке одной единицы объема горючего, молекулы водорода которого сгорают с одновременном выделением воды в жидкой форме. Такое возможно, если опустить температуру вещества до температуры появления конденсата. Таким образом, высшая теплота сгорания показывает полную удельную теплотворность.

        Высшая теплота сгорания

        Высшая теплота сгорания

        Как и низшую, высшую теплоту определяют исследовательским методом в лабораториях. Для достижения чистого результата процесс происходит в профессиональных агрегатах - калориметрах. Показатель будет выше, если в физическом составе вещества присутствует как можно меньше влаги.

        Низшая теплота сгорания может быть определена по высшей. Для этого из последней необходимо вычесть количество теплоты конденсируемого водяного пара. Обратите внимание, что во время окисления водорода из одной его части (единицы) образуется 9 равнозначных по массе частей воды в жидком состоянии.

        Виды топлива

        Если рассматривать все виды топлива, включая твердое, то приличное количество теплоты при сгорании топлива будет выделять уголь в различных его состояниях – каменный и древесный. Содержащий большой процент влаги уголь (бурый) значительно уступает по показателю.

        Большой разброс в цифровых значениях, когда мы говорим о сгорании древесины. Во-первых, из дерева невозможно убрать всю влагу, поэтому даже сухая древесина может иметь «скрытый» объем воды, пусть и небольшой. Также по-разному будут отдавать тепло различные древесные сорта – перепад может составлять до 100%, т.е. разница показателей в два раза.

        Газовые типы горючего различаются по цифровой характеристике удельной теплоты сгорания, но незначительно. Пожалуй, наиболее перспективным газом является «чистый» водород, который выделяет огромное количество тепла при сгорании в рабочей камере. Это потенциальное экономичное горючее будущего, однако, чтобы запустить его производство, необходимо решить ряд технических задач, в том числе связанных с безопасностью перевозок и длительным хранением вещества.

        Жидкие топлива имеют минимальный разброс в показаниях удельной теплоты сгорания. Разница может составлять всего лишь 1 единицу измерения.

        Удельная теплота сгорания бензина

        Зафиксированная теплота сгорания бензина составляет 44МДж/кг. Она может повышаться/опускаться на 0,5-1,5 пункта. При этом авиационный бензин имеет большую теплотворную способность, чем автомобильный.

        Удельная теплота сгорания бензина

        Удельная теплота сгорания бензина

        Что касается марок автомобильного бензина, то детонационная стойкость не является определяющим фактором для удельной теплоты сгорания жидкости. Однако октановое число косвенно характеризует химический состав горючего вещества. Чем большую очистку прошло нефтяное сырье и нефтяные фракции, тем меньше в составе молекул воды, серы и золы, а значит, тем больше тепла выделяется при сгорании конечного продукта.

        Автолюбители вряд ли смогут определить удельную теплоту сгорания топлива самостоятельно, основываясь лишь на расходе горючего или плавности запуска мотора. Поэтому и существуют справочная информация и результаты лабораторных исследований.

        Удельная теплота сгорания керосина

        Химический состав керосина отличается тем, что содержит четыре типа углеводородных соединений. Процентное соотношение н-пентадекана, тетрадекана, дуодекана и н-тридекана варьируется. Каждый из типов имеет собственную удельную теплоту сгорания. Поэтому относительно их смешения допускается погрешность в исследовании количества выделяемого при сгорании тепла.

        Удельная теплота сгорания керосина

        Удельная теплота сгорания керосина

        Количество теплоты при сгорании топлива керосина также зависит от плотности состава. В свою очередь, сама плотность зависит от температуры. Чем выше температура жидкости, тем больше теплотворная способность. Чем ближе температура к начальной температуре горения +215 градусов, тем больше теплоотдача.

        За стандартную удельную теплоту сгорания керосина принята цифра в 43 МДж/кг, однако, как говорилось, допустимо отклонение в 1 МДж/кг в любую сторону.

        Удельная теплота сгорания дизельного топлива

        Удельная теплота сгорания дизельного топлива

        Удельная теплота сгорания дизтоплива

        Какая удельная теплота сгорания у дизеля зависит от химического состава нефтяного продукта. Солярка (дизель) – это вещество, получаемое после перегонки достаточно тяжелых нефтяных фракций, а именно керосина и газойля. В составе ДТ может находиться до 40% алканов, до 30% ароматических углеводородов. Также в жидкости отмечается большее содержание серного компонента, чем, например, в бензине. Поэтому, чтобы сжигание дизеля происходило безопасно и эффективно, транспортные средства оборудуются специальным двигателем.

        Показатель удельной теплоты сгорания дизельного топлива – 42,7 МДж/кг. Значение отображено и регулируется в ГОСТ.

        Удельная теплота сгорания газов

        Обладая довольно-таки схожими данными по удельной теплоте сгорания, газы все-таки могут демонстрировать некоторые различия, особенно если мы говорим о сравнении природного газа метана со смесью других газов (пропан и бутан).

        Удельная теплота сгорания газов

        Удельная теплота сгорания газов

        Чем больше «тяжелых» газовых веществ в смеси, тем меньше теплота сгорания. Плотное вещество утяжеляет состав, он горит менее эффективно и, значит, выделяет меньший объем тепла. Поэтому посчитать, какая удельная теплота сгорания газов, можно, зная номинальную плотность этих газов.

        Наибольшей удельной теплотой сгорания может обладать природный газ – до 50 МДж/кг, в то время как пропан-бутан не выдаст больше 47 МДж/кг тепла. При этом показатель не будет сильно различаться между летней и зимней смесью (в последней содержится до 90% пропана).

        Удельная теплота сгорания: таблица

        В представленном справочном материале зафиксирована высшая удельная теплота сгорания веществ, выраженная сразу в нескольких единицах измерения как для внутрироссийского, так и для международного использования.

        Таблица удельной теплоты сгорания топлива

        Вид топлива

        кДж/кг

        Ккал/кг

        БТЕ/фунт

        Ацетон

        29000

        6900

        12500

        Бензин

        47300

        11250

        20400

        Бутан

        49500

        11800

        20900

        Водород

        141800

        33800

        61000

        Газойль

        38000

        9050

        16400

        Глицерин

        19000

        4550

        8150

        Гудрон / Битум

        36000

        8600

        15450

        Дизельное топливо / Солярка

        44800

        10700

        19300

        Дерево в сухом состоянии

        От 14400 до 17400

        От 3450 до 4150

        От 6200 до 7500

        Керосин

        35000

        8350

        15400

        Кокс

        От 28000 до 31000

        От 6650 до 7400

        От 12000 до 13500

        Мазут

        41200

        9800

        17700

        Метан

        55550

        13250

        23900

        Порох

        4000

        950

        1700

        Пропан

        50350

        12000

        21650

        Масла растительного происхождения

        От 39000 до 48000

        От 9300 до 11450

        От 16750 до 20650

        Скипидар

        44000

        10500

        18900

        Спирт 96%

        30000

        7150

        12900

        Сырая жидкая нефть

        43000

        10250

        18500

        Торф

        От 13800 до 20500

        От 3300 до 4900

        От 5500 до 8800

        Уголь-антрацит

        От 32500 до 34000

        От 7750 до 8100

        От 14000 до 14500

        Уголь битуминозный / Уголь жирный

        От 17000 до 23250

        От 4050 до 5500

        От 7300 до 10000

        Уголь древесный

        От 29600 до 32500

        От 6350 до 7750

        От 11500 до 14000

        Уголь каменный

        От 15000 до 27000

        От 3550 до 6450

        От 8000 до 14000

        Уголь бурый / Лигнит

        16300

        3900

        7000

        Уголь - полуантрацит

        От 26700 до 32500

        От 6350 до 7750

        От 11500 до 14000

        Эфир

        43000

        10250

        18500

        Ацетилен (газ)

        56000 кДж/м3

        13350 ккал/м3

        728 БТЕ/фут3

        Бутан (газ С4Н10)

        133000 кДж/м3

        31750 ккал/м3

        1700 БТЕ/фут3

        Водород (газ)

        13000 кДж/м3

        3100 ккал/м3

        170 БТЕ/фут3

        Метан (газ СН4)

        39800 кДж/м3

        9500 ккал/м3

        520 БТЕ/фут3

        Природный газ

        От 35000 до 43000 кДж/м3

        От 8350 до 10250 ккал/м3

        От 455 до 560 БТЕ/фут3

        Пропан (газ С3Н8)

        101000 кДж/м3

        24100 ккал/м3

        1310 БТЕ/фут3

         

        Удельная теплота сгорания: таблица

        Удельная теплота сгорания: таблица

        Как видно, наибольшей теплотворной способностью среди типов автомобильного горючего обладает бензин, среди газов – метан и бутан.

        Дизельное топливо
        Автомобильное топливо
        Автомобильный бензин
        Керосин
        Поделиться:
        Назад к списку

        Разделы

        • Автозаправочные станции 3
        • Автомобиль 17
        • Автомобильное топливо 43
        • Автомобильный бензин 33
        • Дизельное топливо 23
        • Заправочные карты 2
        • Керосин 7

        Лучшие статьи

        • Плотность керосина (кг/м3): как определить, чему равна, таблица плотности
          Керосин
        • Плотность бензина (кг/м3): АИ 92, АИ 95, чему равна, измерение, как влияет температура, таблица плотности
          Автомобильное топливо
          Автомобильный бензин
        • Бензин: формула, неэтилированный, этилированный, как делают, состав, виды, марки (АИ 92, АИ 95), присадки
          Автомобильное топливо
          Автомобильный бензин
        • Удельная теплота сгорания топлива, бензина, керосина, дизтоплива, газов, таблица
          Дизельное топливо
          Автомобильное топливо
          Автомобильный бензин
          Керосин
        • Октановое число: бензина, дизеля, керосина, газа – как измерить, повысить, понизить
          Дизельное топливо
          Автомобильный бензин
          Керосин
        Топливные карты
        Сеть АЗС
        Топливо
        Цена топлива
        Калькулятор расхода топлива
        Блог
        О компании
        Вопросы и ответы
        +7 495 149-80-90
        +7 495 149-80-90
        E-mail
        info@liotec.ru
        Адрес
        115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
        Режим работы
        Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
        info@liotec.ru
        115230, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный, ул. Нагатинская, д. 2 помещение 20/2
        © 2025 ООО "Лиотек"
        Обработка персональных данных Политика конфиденциальности
        Карта сайта