Дизель – это продукт нефтепереработки, состоящий из углеводородных соединений с различными технико-химическими свойствами. Эти особенности влияют на условия эксплуатации горючего, в частности, ДТ по-разному «ведет себя» в различных климатических зонах. Чтобы сохранить максимальную эффективность горючей смеси в любых обстоятельствах, выпускаются дизели различных сортов, классов и марок.
Обширная классификация солярки включает в себя топливо, различающееся по сразу нескольким критериям: чистота фракционного состава, устойчивость к морозам, температура фильтруемости и другие.
Виды дизельного топлива
Дизель является более тяжелым производным нефтяного сырья, чем бензин. К химическому составу горючего предъявляются требования, зафиксированные в российских ГОСТ. Текущие стандарты таковы, что горючая жидкость должна содержать как можно меньше веществ, провоцирующих дымный выхлоп и как следствие – загрязнение окружающей среды.
Согласно ГОСТ 32511-2013, в дизеле высокого качества ЕВРО должно содержаться не более 8% от общего объема ароматических углеводородов, а метиловых эфиров жирных кислот – не более 7%. Этот регламент также дает первую классификацию ДТ – по массовой доле серы:
- для К3 содержание компонента не должно превышать 350 мг/кг.
- для К4 параметр составляет не более 50 мг/кг.
- для К5 – не более 10 мг/кг.
Как видно, чем выше класс (от К3 до К5), тем экологичнее топливный продукт. Причем с каждым классом допустимое значение опускается значительно.
Из-за того, что солярка крайне чувствительна к погодным условиям, для дифференциации и определения самого подходящего состава для конкретных температурных факторов осуществляется одновременное классифицирование нефтепродукта сразу по нескольким категориям, что отображается в итоговой маркировке объемов.
Классификация ДТ
Самая привычная для автовладельцев классификация ДТ – по сезону. Виды дизельного топлива в России:
- летнее или Л.
- межсезонное или Е.
- зимнее или З.
- арктическое или А.
Способность дизельного состава быстро парафинизироваться представляет проблему для безопасной заливки горючего в периоды холодов. Чем ниже температура на улице, тем быстрее застывает топливо, превращаясь в желеобразную массу. Применение солярки как питание ДВС в межсезонье и зимой возможно, только если заправляться подходящей маркой топлива.
Марки дизельного топлива
Марки дизельного топлива Е, З и А обогащены специальными комплексами депрессорно-диспергирующих присадок, останавливающих процесс образования кристаллов при понижении температурных значений.
Зимнее дизтопливо
Дизель марки З имеет кинематическую вязкость от 1,9 до 5 мм2/с. Обогащенное присадками, зимнее ДТ замерзает при температуре в -35 градусов. Это значит, что оптимально использовать состав до -25 градусов, а при -30 градусах в жидкости уже начнется процесс парафинизации. Тем не менее, зимний дизель надежно зарекомендовал себя на большей части территории нашей страны, обеспечивая питание дизельных ДВС легковушек и грузовиков в период холодов.
Летнее ДТ
Летний дизель содержит большое количество парафинов, в частности n-октадекан и цетан, которые застывают уже при температуре в -5 градусов. Кинематическая вязкость состава начинается от 4 и достигает 6 мм2/с. Такое горючее может быть использовано только при плюсовой температуре.
Межсезонное ДТ
Отлично подходит для питания моторных узлов в периоды, когда утром температура уже опускается ниже нуля, что может привести к проблемам со стартом двигателя. Кинематическая вязкость – от 2 до 4,5 мм2/с при температуре в +40 градусов. Используется, пока температура воздуха не опускается ниже -10 градусов, далее следует переходить на марку зимней солярки.
Арктическое ДТ
С кинематической вязкостью от 1,5 до 4 мм2/с и температурой застывания в -55 градусов, арктический дизель используется как топливо в самых экстремальных погодных условиях.
Сорта дизтоплива
Классификация дизельного топлива на сорта также имеет в своей основе различия в эксплуатации горючего по климатическим зонам. В качестве базового параметра отнесения к тому или иному сорту определена температура фильтруемости. Данная характеристика показывает, при каких температурных условиях жидкость сохранить достаточную вязкость и текучесть, чтобы быстро и безопасно мигрировать по топливной системе через патрубки – к системе впрыска и далее к цилиндро-поршневой группе, а также проходить фильтрационный элемент без его засорения.
При лабораторных исследованиях в качестве эталонного значения берется скорость фильтрации до 20 кубических сантиметров за минуту. Если горючее не успело профильтроваться в полном объеме за указанную единицу времени при фиксированной температуре, оно не войдет в тестируемый сорт.
Итак, сорта дизеля:
- Евро A с температурой фильтруемости в +5 градусов.
- Евро B с температурой фильтруемости в 0 градусов.
- Евро C и -5 градусов.
- Евро D и -10 градусов.
- Евро E, температура -15 градусов.
- Евро F, температура фильтруемости в -20 градусов.
Данные значения закреплены в ГОСТ Р 52368-2005, являющемся модифицированным для российских погодных условий стандартом EN 590.
По температурным значениям можно соотнести сорт нефтепродукта и его марку. Так, летнему дизелю соответствует сорт Евро С. Межсезонному – сорта E и F.
Классы дизельного топлива
Еще одна классификация ДТ включает в себя сразу несколько параметров. Это температура помутнения состава и температура фильтруемости. Данная категоризация применима к дизельным продуктам, использующимся в качестве питания моторов в регионах с очень холодным климатом.
Так, самый первый 0 класс уже имеет температуру фильтруемости в -20 градусов, а температуру помутнения – в -10 градусов. Продолжение классификации выглядит так:
- 1 класс имеет значения -26 и -16 градусов соответственно.
- 2 класс имеет значения -32 и -22 градуса соответственно.
- 3 класс имеет значения -38 и -28 градусов соответственно.
- 4 класс это -44 и -34 градуса соответственно.
- 5 класс это -48 и -38 градусов.
Существует также 6 класс, которому соответствует температура фильтруемости в -52 градуса, но упоминание данного ДТ в исследовательской информации ввиду его специфического назначения происходит не всегда.
Классы дизеля имеют соответствие сортам дизеля – так, арктическому ДТ соответствует 5 класс.
Из-за того, что классификации ДТ достаточно обширны, маркировка состава может содержать сразу несколько букв и цифр. Принятый в Таможенном Союзе порядок обозначения горючего включает в себя:
- непосредственно наименование нефтепродукта (ДТ – дизельное топливо).
- марка дизеля (летний, межсезонный, зимний, арктический, соответствуют литеры Л, Е, З, А).
- процентное соотношение серы (К3, К4, К5).
Таким образом, горючее с наименованием ДТ-З-К4 означает, что данный продукт является зимним дизелем экологического класса К4. А топливо ДТ-З-К5 будет уже соответствовать стандарту ЕВРО 5.
При транспортировке больших объемов горючего вещества и в официальных документах к нему можно увидеть и более загадочные обозначения. Например, ДТ Е К5 Сорт E. Разбираем:
- ДТ Е – это дизельное топливо межсезонной марки;
- K5 – соответствует экологическому классу 5, значит, содержание серы не более 10 мг/кг.;
- Сорт E – подходит для использования в умеренном климате, отличающимся незначительными перепадами температур, то есть в период поздней осени и ранней весны; температура фильтруемости состава не опускается ниже -15…-16 градусов.
Получается, перед нами высококачественный по экологическим свойствам продукт, аналогичный стандарту ЕВРО 5, а по одной маркировке мы получили исчерпывающую информацию о продукте.